Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Сергей Хволынский
19.03.2018
4800
Интервью

Предметный фотограф Дина Беленко. Как заработать на фотографиях без людей.

Поговорили с Диной о том, как зарабатывать в Хабаровске, если у тебя узконаправленная творческая профессия. Как находить клиентов, работать с авторским правом и оставаться счастливым в Хабаровске.

ПХ: Ты — фотограф, который выбрал жанр предметной съёмки, потому что «люди бесконтрольно шевелятся и крутятся, и это ужасно». При этом в твоих работах много взрывов, всплесков и дыма, а они ещё более бесконтрольно двигаются. Что скажешь?

Дина: Да, я не знаю, как сокращаются человеческие мышцы, когда модель принимает определённую позу, но с опытом стала понимать, какой формы будет всплеск, если стакан с молоком просто уронить, и какой — если при этом его слегка подкрутить.

Очень серьёзные люди делают брызги нужной формы с помощью специальных роботов. Без дорогостоящей техники полного контроля над стихиями не получится, но можно получить хороший результат и простыми способами. Например, если закрепить чипсы «в полёте» проволокой и снимать, когда они зафиксированы, а не падают по-настоящему.

Процесс работы над снимком

Готовая работа

ПХ: Можно ли заработать на таком жанре, работая только с хабаровской аудиторией? Приходится снимать меню и украшения?

Дина: Скорее еду и продукты, которые производятся на Дальнем Востоке. В городе очень низкая конкуренция среди тех, кто снимает для меню. Спрос огромный, а фотографов — два с половиной. Когда я ещё занималась такими проектами, часто даже не знала, кого посоветовать, если не могла приехать на съёмку сама. Кафе открываются на каждом шагу, четверти из них точно понадобятся вкусные картинки — иди и работай.

Сейчас мне не очень хочется брать выездные съёмки: носить оборудование, фоны, реквизит. Не хочется в десятый раз объяснять, что концепция «У нас нет дизайнера и макета. Не надо эскизов, вы просто приезжайте и снимите нам 20 блюд» не работает. Кажется, последний выезд у меня был прошлой весной. С тех пор я всё время снимаю дома, сохраняя удивительно короткий маршрут до рабочего места. Надо просто выбраться из-под одеяла, скатиться с дивана, и ты на работе (смеётся). Меню в таком формате не сделаешь, а вот концептуальные кадры — легко. Только что вот закончила фото для новых баннеров «Кафемы», не терпится в печати посмотреть.

Жить, работая только с хабаровской аудиторией, можно. Рынок большой, фотографов мало, возможностей сотни. Просто я нашла более комфортный для себя вариант.

Съёмка для производителя «Лесные продукты»

Фото для Coffee Republic

ПХ: А что в сети? Какие заказы, например, ты выполняешь удалённо?

Дина: Прямо сейчас снимаю четыре сложные картинки для постеров о капсульном кофе: залила всю квартиру молоком, кофе и горячим шоколадом, зато совершенно счастлива, такой интересный процесс.

Снимаю журнальные обложки. Немецкий журнал Mixology о барной культуре — мой фаворит. Ещё делаю заставки для сайтов, мелкую милоту в Instagram, рождественские фото для Pepsi, фотографии для галерей, снимаю украшения и косметику. Иногда вообще ничего не приходится фотографировать, тебе пишет девушка и говорит: «Дина, нам нужно оформить палубу лайнера для карибского круиза. Нам нравятся вот эти кадры, вот ваши деньги, спасибо». Это мой любимый, вариант, конечно (смеётся).

Корейский журнал Bar and Dining купил фото для обложки у Дины

ПХ: Как ты снимаешь для заказчика, если тут нет его товара, а реквизит, например, в Австралии? Его шлют почтой?

Дина: Идеальный пример — капсульный кофе. Они хотели прислать мне и капсулы, кофемашину и правильной формы стаканы. Оказалось, что DHL может всё это отправить в Россию, только если я — юридическое лицо, работающее в кофейной индустрии. ИП не годится, ООО без связи с кофе тоже. В итоге я заказала похожие бокалы на «Озоне», купила очень похожие капсулы в Хабаровске и отретушировала их потом. Подходящий бокал с двойными стенками получила в подарок от Coffee Republic.

Журнал о коктейлях Mixology были готовы прислать мне шейкер, если бы нужного не оказалось. Bad, Baby присылали лаки для волос несколько раз: первый, без брендинга, где они сами меняли цвет продуктов и накладывали лого на них. Тогда ещё не был готов дизайн упаковки. Второй раз были уже готовые.

Любая проблема с удалённостью мне кажется решаемой. Если, конечно, это не ситуация «Приезжайте в ресторан, снимать нашу красивую еду! Ой, а вы не в Москве? Мы думали, что если фото крутые, значит вы живёте в столице».

ПХ: Так почему бы не переехать? Пусть даже клиентов не станет больше, но известность на западе получить проще и цена в 7 тысяч за час съёмки никого не пугает. 

Дина: Мой опыт показывает, что в Москве цена в 7000 за час съёмки пугает примерно тот же процент людей, что и в Хабаровске. Знаю хороших фотографов-москвичей, работающих за 1500 ₽ в час, это нормально. В Москве мне очень нравится темп жизни, наличие метро, IKEA и концерты Franz Ferdinand, но жить там, где солнце светит 6 минут за весь декабрь, я не хочу. В Хабаровске, конечно, бывает очень холодно, зато всегда солнце!

Я хочу снимать концептуальные работы и продавать готовые картинки. Это можно делать и тут, и под Оймяконом.

ПХ: По поводу готовых фото. Как ты пришла к заработку на фотостоках? На каких работаешь? Сколько там стоят твои кадры и сколько из этого получаешь ты? 

Дина: Фотостоками занимаюсь совсем недавно, я не могу снимать для них в нужных объёмах. У меня в портфолио за годы работы не более 600 подходящих снимков, а на стоки хорошо бы снимать столько в месяц. Мои любимые сервисы — Getty Images и 500px. Насколько я помню, больше 50% от продажи не платит никто. На 500px раньше возвращали 70%, но они очень быстро вернулись к типичной для рынка схеме, иначе разорились бы. За фото платят очень по-разному: где-то 25 центов, где-то 75 долларов. Всё зависит от лицензии: купил ты картинку, чтобы один раз поставить её на сайт, или будешь печатать её на футболках для продажи. Прямо сейчас я жду переводы с сервиса 500px. Вижу разброс платежей: 175 $ (это очень редко, но приятно), 2 $ (самая популярная сумма) и 13,50 $.

Самая продаваемая работа. Принесла Дине больше 1000 $ за несколько лет продаж.

ПХ: Твои работы, наверняка, используют и нелегально. Сейчас даже в России известна практика, когда за использование нелицензионного шрифта на упаковке с чаем автор отсудил у производителя большие деньги. Многие авторы зарабатывают на этом даже больше, чем на продажах работ. Не думаешь в эту сторону развиваться?

Дина: Пока нет. Я думаю, как умять ногами в 12-часовой рабочий день все идеи, которые хочу попробовать и все книжки, которые хочу прочесть. Сёрфинг в поисках своих картинок и отправка писем с вопросами, есть ли на них права, не является частью моего плана на день. Но однажды я найму специального человека, который будет этим заниматься, и стану невероятно богата (смеётся).

ПХ: Если в Хабаровске можно работать по рекомендациям, то как в интернете? Как тебя находят клиенты?

Дина: Мне кажется, лучше всего работает страница на 500рх. Во-первых, потому что с прошлого года я — их амбассадор, во-вторых, потому что я периодически пишу мастер-классы для их блога. На втором месте Behance, именно оттуда приходят заказы в духе «Хотим такое же для нас, но с перламутровыми пуговицами». Есть , который неплохо продаёт принты, но я забываю загружать туда картинки. И, наверное, профиль в Instagram. Чаще всего в директ пишут, чтобы спросить цену и уйти, но бывают интересные проекты.

ПХ: Как оставаться творческим и счастливым в Хабаровске?

Дина: Есть интернет, значит, нет границ. Есть стоки, есть галереи, есть люди, которым не надо снимать конкретную вещь, а нужна красивая картинка с сюжетом, не важно, где и как она сделана. Главное — понимать, что в любом другом городе твой уровень счастья будет стремиться к тому же, что и в Хабаровске. Важно скорее, что ты делаешь и как организуешь свои мысли.

Очень много моих друзей переехали в Петербург и живут там не так весело, как я здесь:

— Вы уже посмотрели ретроспективу Уэса Андерсона?
— Нет, мы остались дома на все выходные.
— О, у нас появился Theatre HD! Я так ждала, ура!
— А что это?

Я стараюсь об этом помнить, не суетиться и наслаждаться плюсами жизни здесь.

Фото обложки: Антон Шевченко

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: