Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Новичок проекта
17.06.2015
7958
История города

Дом в трёх историях: Дворец пионеров

«Истории в трёх домах» наоборот. В этот раз посвятили три рассказа одному объекту. Все истории произошли в самом красивом здании Хабаровска – Дворце пионеров (он же Городской дом). Вы узнаете о терниях, через которые прошёл проект здания, визите знаменитого полярного путешественника Фритьофа Нансена в Хабаровск и почему после революции 1917 года не повезло собакам.

Текст: Анна Незнанова
Фото обложки: Анжелика Ильина

«Ижица в двух кругах»

«Хабаровская Городская дума решила украсить Хабаровск новым зданием городского дома, в котором будет помещаться городское управление и в котором, помимо этого, будут залы для городского банка, сиротского суда. Верхний этаж здания будет служить помещением художественного музея… В основании проекта этого здания — премированный проект здания Одесской земской управы, идея которого заимствована из здания Парижского муниципалитета», – писала газета «Приамурское ведомости» в 1902 году. Идея строительства дома городского самоуправления зрела у Хабаровского руководства долго – целых пять лет. Окончательное решение о строительстве было принято в 1907 году. Но брать за пример проект Одесского здания не стали из-за больших затрат на его адаптацию к дальневосточному климату, решили объявить конкурс среди городских архитекторов. Конкурс объявили в конце 1906 года, и уже к весне свои проекты на суд жюри представили 11 архитекторов. 

Имя автора лучшего проекта, который в итоге был воплощён в здании русского стиля с выразительным силуэтом, высокой крышей и характерными декоративными элементами долгое время было неизвестно, пока хабаровский краевед Николай Петрович Крадин не нашёл его в одной московской библиотеке.

«Помнится, в конце 1960-х годов, когда я стал интенсивно заниматься изучением архитектурной старины Хабаровска, всё не мог ни у кого допытаться, кто же построил этот дом-красавец. И когда через несколько лет мне всё-таки удалось найти и автора дома, и подробную историю его создания, этому очень удивился и по-хорошему позавидовал известный в городе архитектор Ефим Дмитриевич Мамешин, многие годы собиравший исторические сведения обо всех интересных домах. А сведения эти были обнаружены мною в журналах «Зодчий», которые я просматривал, занимаясь во время одной из командировок в библиотеке имени Ленина в Москве», – пишет краевед в своей книге про памятники архитектуры и скульптуры в Хабаровске.

Проект назывался «Ижица в двух кругах», автором его был гражданский инженер П. В. Бартошевич. Стоит отметить, что конкурсный отбор был достаточно жёстким. Все проекты должны были соответствовать трём условиям: русский стиль, площадь и набор помещений, кубатура здания. При рассмотрении работ сложилась довольно пикантная ситуация: лучшие проекты премировать было нельзя. Во многих случаях не было соблюдено требование к объёму здания – они были завышены. Один из членов жюри, архитектор П. В. Алешин, предложил исключить из конкурса все проекты, не удовлетворяющие этой формальной стороне. В результате этого за бортом конкурса оказались пять участников, а это почти половина из всего количества. Остальные шесть — «Москва», «10 в круге», «Гражданам», «Чёрная кошка», «Звёздочка» и «Ижица с двумя кругами» были рассмотрены вторично. В финал прошли три проекта, за которые полагались премии в 700, 450 и 350 рублей. 21 июня 1907 года принято решение остановиться «Ижице в двух кругах» Бартошевича.

Вскоре эскизы дополнили подвальным этажом и более подробно прорисовали главный фасад здания. Строить Городской дом решили на пожертвования торгового дома Пьянкова (100 тысяч рублей), несмотря на то, что эти деньги были предназначены на открытие высшего технического училища. Просто городская казна тогда бы не потянула строительство, и потом, Дума решила, что Городской дом всё равно быстро окупит затраты на строительство – первый этаж планировалось сдавать в аренду под магазины. Полная стоимость строительства оценивалась в 130 тысяч рублей. Открыт Городской дом был 26 ноября 1909 года. 

Знаменитый норвежский путешественник в Хабаровске

История «Дворца пионеров» примечательна тем, что его посещали разные выдающиеся личности, в том числе и полярный исследователь, знаменитый путешественник Фритьоф Нансен. В Хабаровск он приехал в 1913 году во время своей экспедиции из Норвегии к устью Енисея через Карское море, организованной «Сибирским акционерным обществом пароходства» с целью изучения возможностей установления постоянных торговых рейсов из Европы в устье Енисея и далее – в центральную Сибирь. Он также получил приглашение от начальника русских железных дорог Е. Д. Вурцеля проехать с ним по строящейся Амурской железной дороге, соединяющей Хабаровск с Забайкальем.

В Хабаровск Нансен прибыл поздно ночью 6 октября. На железнодорожном вокзале его встретили городской голова Иннокентий Иванович Еремеев, председатель отдела Географического общества, путешественник по Восточной Сибири капитан Арсеньев, а также управляющий хабаровским отделением немецкой фирмы «Кунстъ и Альберсъ» со своей женой. Об этой встрече Нансэн писал: «Мы с Е. Д. Вурцелем наняли было извозчика в город, который очень далеко от вокзала, но управляющий здешним отделением крупной немецкой торговой фирмы «Кунстъ и Альберсъ» и его жена, увидав это, сейчас вышли из своего элегантного экипажа и заставили нас сесть в него, а сами поехали на извозчике. Поистине гостеприимная страна!». В ресторане «Русь», принадлежащем известному гастроному И. А. Миллеру, почётный гость отужинал после тряского вагона «роскошным ужином из двенадцати блюд с бутылкой настоящего французского «бордо» в сопровождении хорошей музыки и тостов, которые до полуночи произносила в его честь собравшаяся публика из офицеров и инженеров с дамами.

Осмотр строящегося Амурского моста был запланирован на следующий день. Рано утром Фритьоф Нансен с другими членами экспедиции отправился вниз по Амуру к месту строительства. Пароход плыл мимо набережной и памятника графу Муравьёву-Амурскому. Нансен увидел Хабаровск, озарённый лучами утреннего солнца и отметил, что город красиво расположен на нескольких горных кряжах, при слиянии Амура и Уссури. Тогда он обратил внимание, что «как и в Сибири, берега Амура разные: правый берег высокий, а левый – плоский и низкий». Он это объяснял особым воздействием вращения Земли на течение этих рек: течение у правого берега сильнее, и речное русло здесь размывается сильнее, берег подмывается и становится круче. Нансен был восхищён панорамой Амурского утёса, «озарённого утренним солнцем», только он досадовал на то, что весь горизонт уже к полудню заволокло дымом пожарищ, а ясное небо «стало тёмно-бурого цвета».

Кроме Амурского моста Нансен с Вурцелем осмотрели работы по сооружению туннеля, который пройдёт сквозь хребет на южной стороне реки. После знаменитый путешественник посетил краеведческий музей и большую областную выставку, приуроченную к 300-летию царствования Дома Романовых. С удовлетворением Нансен отмечает, что «на выставке были представлены наглядно история и этнография страны, здесь было чему поучиться под руководством знающего чичероне (итал.: гид), каким явился знаток этих краёв и бывалый путешественник, капитан Арсеньев. Берестяной тунгузский челнок красивой формы свидетельствовал об эстетическом вкусе этого древнего и широко распространённого народа, вкусе, сказывающемся даже в постройке лодок, в отличие от других сибирских туземцев, например, енисейских остяков. О том же свидетельствовали разные другие их изделия и орудия, например, лыжи; во всяком случае, видна старая культура, достигшая значительного развития».

Также он осмотрел набережную, где познакомился с гольдами, которые на своих длинных деревянных лодках приплыли с Уссури. Тогда он имел случай поближе познакомиться с аборигенами. Выйдя на пристань он увидел, как «один из них до того упился русской водкой, что повалился перед нами врастяжку и стал целовать землю у наших ног…».

В доме городской управы он сделал свою последнюю остановку. Там в его честь состоялся торжественный обед, данный городским головою и членами Географического общества. Фритьоф Нансен рассказал о плавании к Енисею и о возможности установить в будущем рейсы из Европы в устье Енисея. «И хотя эта тема не имела прямого отношения для здешнего края, – пишет Нансен. – Доклад был прослушан с искренним сочувствием и большим интересом, что объясняется широким интересом к общей культуре Сибири».


Революция и собаки

«Гражданамъ Хабаровска! Старое, преступное правительство, чуть не доведшее страну до гибели, пало. Иуды и Пилаты, торговавшие кровью своей родины, свержены. Власть перешла в руки народа, в лице его избранников – членов Временнаго Исполнительного комитета. Рабочие, крестьянство, армия и флот единодушно встали на сторону новой России, надъ которой взошла, наконецъ, заря долгожданной свободной жизни», – очень эмоционально и даже с нотками отчаяния писали первые хабаровские газеты о начале революционных событий.

В марте 1917 года на манифестации войск и граждан с балкона городской управы (Дворец пионеров) провозгласил весть о свержении Самодержавной монархии земский комиссар Временного Правительства Александр Русанов. Это был праздник Народной свободы, и тысячи митингующих хабаровчан вышли на Муравьёва-Амурского. Люди заполонили всё пространство между уличными зданиями. На старой фотографии можно увидеть, как плотно забита улица от здания городской управы до Русско-Азиатского банка – такого вы не увидите ни на один из дней города.

Из-за праздника с 10 часов утра 10 марта была перекрыта вся Муравьёва-Амурского от Николаевской (сегодня площадь Ленина) до Соборной площади (ныне Комсомольская). Праздник начинался в 12 часов дня на Николаевской площади, оттуда толпа прошествовала мимо Городского дома к Соборной площади. Текст праздничной программы, напечатанный в одной из газет, приведён ниже.

Хабаровский Комитет Общественной Безопасности решил сделать всё возможное, чтобы этот отныне исторический день был отпразднован в Хабаровске с подобающим почётом и достоинством и установил на этот день следующую программу празднества:

Ровно в 12.30 часов дня на Николаевской площади будет отслужен благоденственный молебен с провозглашением вечной памяти павшим борцам за свободу.

1. К 12 часам дня на Николаевскую площадь, на заранее назначенных местах, соберутся все свободные от занятий воинские части во главе своих начальников и комитет общественной безопасности в полном составе.

2. К 12:30 часам дня на площадь прибудут также на заранее отведённые места учащиеся всех учебных заведений города Хабаровска во главе своего учебного начальства и представители воспитательного комитета.

3. По окончании молебствия войска, имея за собой всех учащихся, оставят площадь и проследствуют безостановочно, мимо Городского дома до Соборной площади, откуда по указанию распорядителей будут направлены по местам расквартирования и домам.

4. Народ проследствует затем к Городскому дому, где членами комитета общественной безопасности будут провозглашены речи. После этого шествие будет продолжено до Соборной площади и празднество будет закончено.

Не обошли стороной в этот день и религиозные общины. Например, в газете, после общей программы праздника, напечатали об открытии Синагоги после двухлетнего запрета: «В еврейской общине. Сегодня по случаю радостного дня и праздника русской революции, в Синагоге, открытой ныне после двухлетнего запрета, по инициативе духовного раввина г. Сердутовича, будет отслужена панихида в память героев революции, павших в борьбе за свободу, а затем молебен с провозглашением многолетия новому правительству. После этого община примет участие в манифестации».

Однако революция революцией, а дума продолжает работать в прежнем режиме. 21 марта 1917 года дума издала указ об отлове и ликвидации собак, если они выйдут за пределы домового участка на улицу. Исключение составляли лишь собаки, которых хозяева брали на работу, но и выводить их они должны были по правилам – в намордниках и на цепи. Во всех остальных случаях собачка за порог – расстрел. Запрещалось мешать стражам правопорядка ловить и убивать животных, а также загонять собак обратно на участок, если они уже были замечены на улице.

«Воспрещается трупы павших домашних животных выбрасывать на улицы, площади, канавы и огороды. Каждый владелец дома или земельного участка обязан наблюдать за соблюдением настоящего пункта в пределах своего владения», – написано в документе. Самое удивительное, что нарушение этих правил приравнивалось к уголовному преступлению и каралось тюремным заключением до шести месяцев или штрафом до 300 рублей.


Послесловие

Несмотря на своё сегодняшнее официальное название «Дворец детского творчества», бывший Городской дом все без исключения хабаровчане называют «Дворцом пионеров». Такой статус он получил в 1954 году. Пионеры «поселились» в этом доме в конце 40-х годов, для них работали самые разные секции – от авиамоделирования до кружка кройки и шитья. В «Дворце пионеров» школьники также учились основам библиотечного дела, играли в шахматы и осваивали изобразительное искусство. Хабаровск всегда можно узнать по этому зданию, «Дворец пионеров» запечатлен на многочисленных фотографиях разных времен, его печатают на конвертах и пишут с него картины.

 

Источники:

Нансен Ф. «В страну будущаго. Великий Северный путь из Европы в Сибирь через Карское море»;

Крадин Н. П. «Охраняются государством. Памятники архитектуры и скульптуры общероссийского значения в Хабаровске»;

Савченко А. «Фритьоф Нансен чуть не разбил корове стеллера седьмое ребро» // ТОЗ. – 2003 г.

 

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: Вконтакте, Facebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: