Big Bro — это мужская парикмахерская, куда приходят за хорошей стрижкой, которой хватит надолго, качественными средствами для ухода за волосами и общением.
Здесь скорее комфортно, чем модно и гламурно. Не нужно напрягаться перед походом сюда, здесь всё равно, как ты одет и как сидишь. Ты – мужик, и тебе как бро подскажут, с какой причёской лучше.
Если хотите почитать интервью со мной перед открытием, переходите на статью о парикмахерской, а посмотреть фото и узнать цены можно в подборке пяти свежих мест июня 2016.
1. На открытие понадобилось больше денег
Изначально я думал, что на запуск бизнеса мне хватит 1,5 миллиона рублей, но вышло на 700 тысяч больше. Мы открывались по франшизе, и в бизнес-плане были указаны цены скорее для западных регионов.
В городе тогда ещё не было «Леруа Мерлен», поэтому стройматериалы в итоге обошлись процентов на 20% дороже. Цена на отделочные работы меня шокировала. Я отдал 150 000 ₽ за две недели работы и сейчас знаю, что это очень-очень мало. Я ожидал, что это будет стоить максимум тысяч 80, но в итоге слышал цены и в районе 500. Даже вывеска обошлась мне в 40 000 ₽. И это цена по дружбе, с самой большой скидкой.
Что сделал:у меня был финансовый запас, поэтому я просто принял, что эти вещи стоят столько. Я прошёл тот же путь, что и некоторые клиенты, которых сначала шокировали наши цены. Только со временем они понимали, за что платят.
2. Люди не понимают, почему так дорого
Большинство парней морально готовы и знают, что стрижка в Big Bro стоит 1 000 ₽. Но процентов 15 клиентов приходят, не зная цены. Бывает, что парень садится в кресло мастера, спрашивает: «Сколько стоит?» — когда слышит ответ, встаёт и уходит без объяснений.
Многие спрашивают: «Чем вы круче моего мастера Татьяны за 400 рублей?». У многих завышенные ожидания: если ценник выше обычного, значит, мы нарастим волосы там, где их нет, или сделаем так, что им пойдёт стрижка, которая на самом деле им не идёт.
Что делаем: объясняем каждому клиенту, что мы — не волшебники, но хорошо делаем свою работу. Цена складывается не только из работы, но и сервиса: мы дважды моем голову клиенту, делаем укладку, используем хорошую косметику, предлагаем напитки и поддерживаем атмосферу. И, конечно, постоянно повышаем уровень мастеров: обучаем их.
3. Затраты на расходники выше, чем у других
Неожиданными для меня стали и ежемесячные расходы. Если я мог заранее посчитать зарплаты, налоги и аренду, то 25 000 в месяц на виски для клиентов – совсем нет. У меня есть ощущение, что для некоторых не так важна стрижка, как ритуал перед ней (смеётся).
На шампуни в месяц уходит 10 000, на укладочные средства в два раза больше. Ещё есть одноразовые полотенца, кофе, бритвы и т. д.
Как решаю проблему: отказываться от качества мы не хотим, так как есть определённые требования.
Чтобы сэкономить, ищем виски по акции, закупаемся на месяц, со многими поставщиками договариваемся об опте, что опять же приводит к заморозке денег. Всегда нужно учитывать, что поставки идут недели три, значит, важно правильно планировать, вкладывать 60-70 тысяч в оборот.
Эту проблему решать особо не нужно, потому что Big Bro — крупная сеть, закупки мы делаем общие. Так получается, что даже со стоимостью доставки до Хабаровска товары выходят дешевле, чем если покупать их у местных поставщиков.
4. Мало желающих участвовать в ивентах
Многие жалуются, что в Хабаровске ничего не происходит и им скучно, но при этом сами не хотят нигде участвовать.
Прошлым летом «Магазины Радости» предложили провести партнёрское мероприятие, и мы придумали «Чемпионат усов и бород», чтобы продвигать культуру мужской растительности. Разыгрывали годовой сертификат на стрижку и много партнёрских призов, пригласили музыкальную группу, хотели сделать праздник. Когда анонсировали, участвовать отказывались даже клиенты, говорили: «Мы чё, собаки на выставке?». Началась сложная работа по привлечению участников. Собрали 50 заявок, но часть мы потеряли, когда сдвинули начало мероприятия на два часа из-за дождя. В итоге в некоторых номинациях участников не было вообще.
Что делаем: за год мы стали больше и умнее. 22 июля повторим мероприятие. Верю, что люди уже не будут считать участие в нём чем-то зазорным. Да и призы сделали более гибкими. В прошлом году главным призом был годовой абонемент в Big Bro, но у многих уже были свои мастера — не было мотивации участвовать и выигрывать. В этом году наши сертификаты можно будет обменять на укладочные средства и другие товары, которые мы продаём. Главным приз теперь тоже круче — новый Xbox.
Подать заявку на участие в чемпионате бород и усов можно на сайте проекта.
5. В городе нет мастеров
Это самая большая проблема. Женщин мастеров в городе много, но концепция сети в том, что все барберы — мужчины. В Big Bro очень строгий технолог и на начальном этапе он одобрил только одного мастера — Али.
Как решаю проблему: Али работал целый месяц без выходных и перерывов. За это время я поговорил, наверное, с каждым мастером-мужчиной в городе и всё было не то.Когда запись у Али совсем заполнилась, мы привезли Мишу из Питера. Оплатили ему билеты и предложили зарплату выше. Через месяц и у него была полная запись.
Я записывался на стрижки к разным мастерам в городе, тестировал их на себе, отправлял фотографии стрижек технологу, но он почти никого не одобрял, а если одобрял, они отказывались менять привычное место даже, когда я предлагал более высокую зарплату. С мастерами других барбершопов я не общался, чтобы не портить репутацию.
Начал шерстить соседние города. Потом осенило! Нужно найти мастера в регионе с низким уровнем зарплат, где не так развита тема мужских парикмахерских: так в ноябре к нам приехал мастер из Крыма.
Потом я понял, что на всю парикмахерскую звёздных мастеров не найдёшь и нужно воспитывать своих. С начала года стричь стал Ян. Он давно к нам пришёл на должность администратора, но с целью стать мастером в будущем. Ещё стажируется парень, который раньше работал таксистом. Знаю, звучит странно, но это единственный стажёр, у которого так горят глаза и так хорошо получается.
6. Хабаровск слишком далеко от столицы
Во многих западных городах есть, у кого поучиться. В Хабаровске же современным мужским стрижкам никто не учит, здесь нет стажировок и курсов повышения квалификации от местных.
Как решали проблему: в этом году мы привозили вице-чемпиона мира по стрижкам с командой, чтобы обучить своих мастеров. Все понимают, что привезти на несколько дней спецов с запада —дело очень затратное, поэтому на семинар звали мастеров из других салонов. Меня очень удивляла реакция на приглашение. Многие откровенно нас посылали, говорили: «Я сама вас всему научу, зачем мне ваши вице-чемпионы?». Вкладываться в своё обучение хотят не все — это прискорбно.
Семинар длился три дня. В первый мастера, которые приехали, показывали и рассказывали, как стричь. Второй день — отработка техник. Третий день — частная отработка для мастеров Big Bro.
Что дальше?
Я считаю, что за каждым бизнесом стоит какая-то конкретная не денежная цель. Если смотреть на бизнес, как на заработок, то половина проблем, описанных выше, даже не имеют смысла. Все проблемы это преграды на пути к цели и, преодолевая их, мы понимаем, как прийти к ней быстрее.
Моя задача — сделать так, чтобы к нашим мастерам приезжали учиться с других городов. Чтобы мы могли организовать свой обучающий центр и массово обучать мастеров. Но к этому мы придём постепенно, а сейчас поднимаем свой уровень. На следующей неделе, например, закроем салон на целую неделю и всей командой двинем на обучение в Казань. Это рискованный шаг – можно потерять часть клиентов. В планах поучаствовать в конкурсе от American Crew и в ближайшие полгода обязательно повторить семинар.
Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: Вконтакте, Facebook или Instagram.