Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Марина Никитина
06.12.2018
989
Места

Музей, в котором нужно слушать: «Мир говорящих машин»

Этим летом в городе открылся музыкальный музей. Мы сходили в него, познакомились с основателями и узнали, как увлечение становится страстью, как через огонь, воду и кабинеты администрации открывают частные музеи, на что смотреть и что послушать в «Мире говорящих машин».

Как открыть музей в Хабаровске?

«Мир говорящих машин» открыли супруги Андрей и Евгения Веретенниковы. Началось всё с чистой случайности (хотя Андрей с детства увлекался музыкальной техникой). В 2013 году Евгения отправила мужа на Центральный рынок за продуктами, а он вернулся с патефоном и несколькими советскими пластинками, который купил там у старьёвщика. Услышав, как звучат шеллаковые пластинки, оба увлеклись так, что за 5 лет насобирали коллекцию на целый музей.

Сначала собирали то, что было у знакомых: пластинки, старые патефоны. Когда этого стало мало, заинтересовались историей звукозаписи. Начали покупать на аукционах у антикваров старинные английские граммофоны: были удачные покупки и не очень (например, один из патефонов оказался индийской репликой). После нескольких сюжетов на ТВ (даже на НТВ), люди стали сами обращаться и нести всё, что есть. Так в коллекции появилось множество моделей звукозаписывающих и звуковоспроизводящих устройств, выпущенных с 1880 по 1980 года.

Долгое время коллекция хранилась в офисе Андрея, он занимается ресторанным бизнесом и возглавляет Ассоциацию рестораторов города. После ребят пригласили участвовать в акции «Вальс победы»: на Комсомольской площади люди танцевали под патефон «Катюша». Потом была выставка в краеведческом музее и «Ночь в музее», звонили люди из музыкальных школ и просили провести экскурсии. Стало очевидно, что нужно место для постоянной экспозиции.

Ещё одним вопросом было хранение устройств и пластинок. Во-первых, в офисе Андрея (где они хранились) оставалась вероятность потерять часть экспонатов (была не та температура, мог протечь потолок), во-вторых, не было возможности толком послушать их. В 2017 году Веретенниковы выиграли в конкурсе «Лучший хранитель истории», а после него решились попросить у Администрации и Правительства помещение. Сделали презентацию, описали видение и начали ходить по кабинетам. Сначала к ним относились с недоверием: ну, кто захочет открывать музей в Хабаровске? Думали, что они хотят заполучить место под кафе в центре. Тем не менее, всех важных людей удалось переубедить.

Помещение получили в апреле и сначала хотели неспешно ремонтировать его до сентября, но в Администрации дали понять, что было бы неплохо закончить всё ко Дню города. Работать пришлось в очень сжатые сроки, основатели практически жили всей семьёй в музее. Материалы и элементы интерьера собирали по городу и в очередной раз убедились в душевности и отзывчивости хабаровчан.

Зачем приходить сюда?

​Таких музеев в России всего три. Один находится в Санкт-Петербурге, основал его народный цирковой артист Юрий Дерябкин. Он предлагал передать коллекцию «Мира говорящих машин» себе, чтобы самому владеть самой большой коллекцией в России. Второй — Музей винтажной музыки на ВДНХ в Москве, но он закрылся в феврале.

Обычно граммофоны и патефоны можно увидеть в двух типах музеев: политехнических как устройства воспроизведения звука и исторических как часть антуража. Включить и послушать их при этом нельзя. Все звукозаписи остались в библиотеках и у частных коллекционеров. Например, в Сеуле есть Hyundai Card Music Library, попасть куда могут только держатели клубных карт Hyundai. В «Мир говорящих машин» клубные карточки не нужны, но чтобы попасть, нужно заранее записаться по телефону.

Граммофонная и патефонная история на Дальнем Востоке уникальна тем, что все производственные и звукозаписывающие компании находились на Западе. Всё, что можно найти на ДВ, переселенцы везли с собой: есть старинные фотокарточки с людьми, которые на телеге со скарбом везут граммофон. Они ехали на неосвоенные толком территории со сложным климатом и везли с собой музыку.

Зал «Винтаж»

посвящён истории звукозаписи​

Вам расскажут, как человек пытался обуздать звук. С чего началось воспроизведение мелодий без участия музыкантов. О первых музыкальных шкатулках и полифонах размером со шкаф. Вы узнаете, как грозили сжечь и посадить в тюрьму за первые записи, потому что они от лукавого. Почему Фёдор Шаляпин записывался босиком, и чего стоила фальш музыкантам его времени.

Здесь можно увидеть истоки современных музыкальных брендов и киностудий. Как братья Шарль и Эмиль Пате сделали граммофон переносным и дали ему своё имя — патефон (Pathéphone). Увидите и услышите первую диджейскую вертушку.

Как делали состояние на патефонных иглах и почему в других музеях никто не даст послушать пластинки на старых устройствах. Как появились первые пираты и велись маркетинговые войны между производителями, когда можно было напрямую писать: «Не ходите в магазин через дорогу, потому что только у нас оригинальные записи. Это мы заплатили тому музыканту». Как пёс по кличке Ниппер стал лицом компании His Master’s Voice (и до сих пор им является), когда это ещё не стало мейнстримом и что это на самом деле фейк.

Зал «СССР»

посвящён советскому периоду

Здесь вы узнаете, как на самом деле обстояли дела с музыкой в советский период, увидите пластинку, на которой с одной стороны речь Сталина, а на другой «Овации товарищу Сталину». А ещё услышите настоящий голос Сталина и Ленина, а не киношную версию. Узнаете, почему все аудиоустройства были на учёте органов власти. Как в военное время офицеры делились с солдатами музыкой с окопных патефонов.

Увидите советское звукозаписывающее устройство из фильма «17 мгновений весны», на которое клеили логотип Siemens. Почитаете инструкцию к нему и, может, даже посмеётесь от уровня серьёзности и повышенных мер безопасности: вы должны были заполнить анкету и отчитаться, зачем вам это устройство.

Как музыка стала андеграундом и появились пластинки на рентгеновских снимках (говорят, что было даже разделение по жанрам: одно писали на снимках грудной клетки, другое — на черепах. Из этого времени происходит понятие «музыка на костях».

Небольшой краеведческий уголок. На стене в рамке пластинки с песнями о Хабаровске на фотоснимках, такие заказывали в подарок, например.

Зал «Диско»

все аудиоформаты, которые существовали до «цифры»

В последнем зале вы увидите множество знакомых проигрывателей и лиц исполнителей. Узнаете, как быстро менялись форматы, сколько разных вариантов кассет было в то время (некоторые мы даже не видели в России), как цифровая запись захватила мир и убила лидеров рынка.

​На первом этаже находится лекционный зал. Здесь показывают тематические фильмы, организуют встречи.

Прийти сюда ещё стоит хотя бы ради пары увлечённых людей, которые называют себя и себе подобных «людьми с нетрадиционной музыкальной ориентацией» и заразят вас своим хобби. Как сказал Андрей: «После всей суеты, которая в течение дня происходит, нужно что-то впустить в себя. И лучше всего впустить в себя музыку».

Музей «Мир говорящих машин»

Адрес: Фрунзе, 50
Сайт: vinyl27.com
Соцсети: @talkmachines

В музее проводят индивидуальные (по 3-4 человека — 450 ₽ с одного) и групповые экскурсии-лекции (250 ₽ с одного, комфортно до 15 человек, но могут приходить и классы по 20-30). Можно слушать, снимать, трогать экспонаты. Групповые экскурсии проходят каждый четверг и субботу в 12:00, 14:00. Продолжительность — 1,5 часа. Индивидуальные устраивают в удобное время. В любом случае, чтобы попасть в музей, нужно записаться по телефону 25–11–77 или +7 914 542–11–77 (можно написать в WhatsApp).

Фото: Екатерина Скороходова и личный архив основателей

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: