Фото: Роман Лавров, Анна Незнанова
Редактор, вёрстка: Александр Киняшов
Корректор: Юлия Иванова
Дореволюционный городской парк и советский стадион Ленина
Первый проект благоустройства городского парка в Хабаровске появился в 1907 году. К тому времени его территория уже была относительно благоустроена. К парку вела деревянная лестница от здания казначейства (гостиница «Парус» сегодня), была сеть прогулочных тропинок и спусков, сад, и уже стоял памятник графу Муравьёву-Амурскому, открытый в 1891 году в присутствии будущего императора России, цесаревича Николая II. Но самой первой постройкой на территории парка была небольшая деревянная церковь Марии Магдалины. Эту церковь, а точней, часовню, построили в год основания военного поста Хабаровка, в 1858 году. Через 10 лет её разобрали за ненадобностью. На её месте во времена ЦПКиО (Центральный парк культуры и отдыха) была деревянная танцплощадка, которая несколько раз сгорала.
Через год, согласно проекту, в парке появились удобные беседки, торговые павильоны, были переоборудованы дорожки, и стояли новые ограждения по краю обрыва. Кстати, скамейки установили прямо у этих ограждений – аккуратных тонких досок, оформленных полукругом. Авторы проекта также выдвинули идею строительства тира и гимнастической площадки, но не всё было одобрено городской думой. Зато появилась деревянная оркестровая раковина на набережной, которую построили в честь визита Великого князя Сергея Романова в 1908 году.
Северную сторону парка начали обустраивать в 1913 году со строительства яхт-клуба. По назначению его использовали недолго: в Первую мировую войну в нём разместили приют для солдатских детей, а в советские годы там была канцелярия парка.
Очередной, уже более серьёзный, проект реконструкции парка «с организацией береговой полосы» появился уже при советской власти в 1928 году. Значительные землеустроительные работы проводились там и раньше. Исторически сложилось, что местность в районе набережной была сильно заболоченной. Постепенно склоны сравняли, откосы сгладили, обсыпали песком часть прибрежной полосы. Тут стоит отметить, что работы по её обсыпке вели вплоть до 50-х годов прошлого века. В 1936 году парк приняли в ведение президиума горсвета, в том же году построили новую каменную лестницу от Комсомольской площади. Какое-то время там функционировал летний театр, который горожане называли «Зелёным», а в 1943 году появился Утёс. Про него мы уже рассказывали в одной из статей про историю хабаровских зданий.
Пожалуй, историю парка можно поделить на два этапа: дореволюционный и советский. И если к первому больше относится южная сторона городского парка с пассивными и вальяжными прогулками на речном берегу, то советский период ассоциируется с культом спорта и строительством стадиона имени Ленина.
В Хабаровске 50-х годов, как и в остальных городах Советского союза, процветал настоящий культ спорта. В наследство от этой эпохи нам достались стадион Ленина с другими спортивными сооружениями, а ещё побеленные и посеребренные скульптуры легкоатлеток, дискоболов, хоккеистов и представителей других спортивных направлений, расположенные в разных частях парка.
Строительство спортивно-паркового комплекса началось в середине 50-х годов по инициативе командующего войсками Дальневосточного военного округа маршала Малиновского. В то время в частях и подразделениях округа активно проводилась спортивная работа, был создан «Спортивный клуб армии» (СКА), для которого требовалась спортивно-тренировочная база. Первую очередь стадиона имени Ленина на 20 тысяч посадочных мест сдали в 1957 году. По традиции, строили тогда всё ударными темпами. Через три года, в 1960-м, построили единственный на Дальнем Востоке открытый плавательный бассейн.
Был ещё один бассейн на территории стадиона – детский плескательный. Он располагался ближе к берегу в северной части парка. Точное расположение вызывает сомнения, но, судя по старой фотографии, сейчас на его месте находится футбольное поле.
Дети плавали и в Амуре, на специально оборудованной площадке для купания, в так называемом крытом водоёме, огороженном со стороны акватории. Одну старую фотографию этого водоёма, сделанную в 1954 году, подписали так: «Водная станция спортивного общества «Искра». На фото также можно увидеть ущербную скульптуру вождя пролетариата Ленина, водруженную вместо графа Муравьёва-Амурского в 1925 году на основании «Декрета о памятниках Республики». Вернули Муравьёва на место в 1985 году. Правда, пришлось заказывать новый памятник, так как старый сначала лежал на территории Хабаровского краеведческого музея, а потом его пустили на металлолом. Также на фотографии изображены необычные для нашего глаза высоковольтные вышки по всему берегу.
Отдельно стоит сказать о пляже на центральной набережной. Открыли его также в 60-е годы, и он был лучше, чем сейчас, свежее. Об этом можно судить по ещё одной старой фотографии, на которой прекрасно видно зонтики от солнца и кабинки для переодевания. Сам пляж чистый, а люди загорают как на песке, так и на склоне. Тогда на нём было не так много деревьев и остальной растительности.
Кроме стадиона на территории парка появились легкоатлетический павильон (функции которого потом выполнял манеж, построенный в 1987 году), волейбольная и баскетбольная площадки, теннисные корты, поле для игры в хоккей с шайбой, стрелковый тир и оранжерея. Через 30 лет в парке построили южную трибуну для хоккея с мячом, был введён в эксплуатацию спортивный стрелковый комплекс, включающий в себя шесть крытых тиров, открытое стрельбище, универсальный спортивный зал и специализированный зал тяжелой атлетики.
Кроме своих спортивных объектов ЦПКиО славился аттракционами. Самые известные из них – это знаменитая на весь Советский союз «Орбита», совершающая обороты в 360 градусов. Ее хабаровчане ласково называли «центрифугой», и многие дамы периодически теряли туфли в полёте. А до неё там стояла карусель на цепях. Располагалась она на одной из сегодняшних смотровых площадок напротив входа в парк со стороны ОДОРА, и сегодняшний её аналог все наверняка видели со стороны СКИФа у входа на стадион. Так вот, эта карусель была одним из любимых развлечением советских детей. Самые отвязные пионеры сначала цеплялись за передние сидения, а потом отталкивались от них при разгоне. Из-за этого каждый пинал летящего впереди товарища. Таким образом, запускалась цепная реакция ускорения. Говорят, было страшно, но весело.
Проект реконструкции набережной и стадиона Ленина
Поднять набережную на 2,5 метра и ещё на 14 метров продлить ее в сторону Амура – хоть и не ударными темпами, но тоже сделать это вполне реально. По сути, это будет новое для Хабаровска сооружение: прогулочная терраса, которую разделят на пешеходные и велосипедные дорожки, а также оборудуют всем необходимым для комфортного перемещения маломобильных групп населения. Получится два в одном: защитная дамба и место для прогулок. Проект реконструкции набережной оценивается в 58 миллионов рублей. Точнее, это будущий проект. Как такового его ещё нет, есть концепция, разработанная архитекторами краевого министерства строительства. Сам проект представит на суд общественности к октябрю изыскательный институт «Дальгипроводхоз», который в июне выиграл тендер на реконструкцию набережной. Но мы уже можем рассказать об основных точках развития территории набережной и стадиона Ленина, которые указаны в этой концепции.
Реконструкция будет состоять из следующих этапов: набережная Невельского (отрезок от речного вокзала до Утёса), набережная стадиона имени Ленина, акватория яхт-клуба. Первый этап – набережная Невельского, самый лёгкий и наименее затратный. Сильно перестраивать там ничего не планируют, а только переоборудуют и приведут в порядок пляж от Уссурийского бульвара до Утёса, восстановят пешеходную дорогу. Пройтись по набережной вновь можно будет только в следующем году, когда закончится ремонт.
Более серьёзного подхода потребует обходная терраса от Утёса до яхт-клуба, так как от её укрепления зависит дальнейшее восстановление и строительство – без этого, по краевому и федеральному законодательству, строить что-либо на затопляемых территориях нельзя.
Таким образом, сроки начала третьего этапа реконструкции, в который ещё войдет капремонт существующих и строительство новых объектов культурно-спортивного комплекса, пока неизвестны. Но известно, что планируют реконструировать открытый плавательный бассейн и Универсальный краевой спортивный комплекс (УКСК). Сложно сказать что-то по поводу восстановления легкоатлетического манежа. Хабаровские спортсмены, теннисисты в основном, уже просили вернуть манеж для тренировок. Сегодня они тренируются в УКСК, там же проходят игры в мини-футбол. В будущем там хотят сделать площадки ещё и для волейболистов с баскетболистами. Выглядит всё это, мягко говоря, странно, так как всем понятно, что здание УКСК для всех этих видов спорта будет тесным. Тем более для мини-футбола и тенниса нужны разные покрытия: «хард» и паркет соответственно.
В общем, все очень недовольны и постоянно ссорятся. Тем временем легкоатлетический манеж, вместо того чтобы использоваться по своему прямому назначению, превратился в площадку для выставок. Выставочные павильоны окончательно убили всё спортивное покрытие, которое не меняли там с конца 80-х годов. Если лет 10 назад там ещё можно было тренироваться, то сегодня на содранном покрытии это уже не представляется возможным. А раньше там были не только легкоатлетические дорожки, но и теннисные корты.
Но архитекторы в концепции реконструкции нашли выход: они предлагают построить современный выставочный павильон с различными творческими площадками. Таким образом, манеж освободят, и можно будет уже думать о его ремонте. Архитекторы даже выбрали место для возможного строительства: заброшенное тренировочное поле рядом с манежем. Когда-то там бегали пионеры и комсомольцы, а сегодня оно превратилось в стоянку для бомжей.
Ещё одна идея – строительство гостиницы, альтернативы «Интуристу», в которой смогут останавливаться спортсмены, приезжающие в Хабаровск на различные соревнования.
Последний этап – реконструкция территории яхт-клуба со стороны северных ворот парка. Этот прямоугольный участок с искусственным заливом планируют укрепить вертикальными стенками, всё это займёт часть акватории.
Планы по возобновлению работы яхт-клуба несколько призрачны. Пока неизвестно, откуда брать на всё это деньги, но в краевом правительстве говорят, что можно зайти по программе развития яхтенного и круизного туризма. Но и здесь есть свои трудности: далеко не все инвесторы заинтересованы в круизном туризме на Амуре. Ранее Федерация парусного спорта уже предлагала разместить там центр яхтенного и круизного туризма. Тогда можно было бы оборудовать прилегающую к яхт-клубу территорию зонами отдыха, а сам яхт-клуб превратить в центр по продвижению туров по Амуру.
В общем, сроки реконструкции, включая все этапы, так до конца и неизвестны. Но точно можно сказать, что восстановлением набережной от Уссурийского бульвара до Утёса займутся в следующем году. Если верить словам архитекторов, ремонтные работы закончатся быстро, и пройтись по набережной мы сможем уже в 2016 году.
Альтернативная реальность студентов-архитекторов ТОГУ
В 2014 году студентам Факультета архитектуры и дизайна ТОГУ дали задание выполнить проект реконструкции набережной вместе с центральным парком и стадионом Ленина. Это был их первый серьёзный курсовой проект. В нём нужно было учесть не только реконструкцию, но и создание инженерно-технических сооружений на случай наводнения. Проект создавали всем курсом, и в итоге его даже наградили дипломом на одном итальянском архитектурном молодежном конкурсе. Об этом проекте мы поговорили с выпускниками магистратуры ТОГУ Виктором Гарнагой и Данилой Фёдоровым.
«Задача такая была – реконструкция исторического парка и фасадов стадиона имени Ленина на более современный лад. Подразумевалась реорганизация функций парка и поднятие набережной на три метра. И ещё дополнительно были запланированы специальные щиты, чтобы в случае наводнения поднять набережную ещё на метр. Это был наш первый опыт в таком проектировании,» – говорит Виктор Гарнага.
Из новых объектов в проект было решено включить большой карт-трек, аквапарк, баскетбольные площадки и теннисные корты, а также переоборудовать пляж и модернизировать лодочную станцию. Отдельного внимания, пожалуй, требует речной вокзал. Но обо всём по порядку.
Укреплённую набережную в районе стадиона Ленина студенты разграничили по высотам и разделили зелеными насаждениями. По проекту она получилась двухъярусной: первый ярус отвели под прогулки, по второму, пониже, пустили велодорожки. В принципе, схожую концепцию прибрежной территории с дамбой предлагают и в краевом Минстрое.
Что касается объектов реконструкции, стоит начать с северной стороны и яхт-клуба, где подразумевается восстановление функции проката лодок. Через дорогу от него, перед манежем, ближе к реке, на плане обозначен карт-трек с сетью витиеватых дорожек, окруженный новыми зелеными насаждениями.
От карт-трека ведут основные оси – направления пешеходных дорожек, которые по проекту решили сохранить. Их модернизировали и обустроили крытыми павильонами для сидения.
Недалеко от карт-трека появилась специализированная спортивная площадка, разделённая по уровням. В неё вошли: три площадки для игры в баскетбол, ещё две – для игры в мини-футбол и хоккейная площадка открытого типа посередине. Все они расположены на разных ярусах с разницей в полметра.
Необычным решением в плане реконструкции стал искусственный пруд, очень непривычный для стадиона Ленина. По краям он окружен камнями, а вблизи его на плане появился декоративный корабль для детских игр. Рядом стоит эстрадная площадка и новые аттракционы.
В рамках проекта студенты также подумали о колесе обозрения, правда, по их задумкам оно было больше нынешнего и стояло немного в другом месте, дальше от берега. Но самое интересное здесь, пожалуй, – это аквапарк. Он также расположен в районе пруда.
Вторая часть набережной предназначена для пассивного отдыха на воде. Это территория от спуска к воде от Комсомольской площади до Утёса. Хочется отметить необычное решение по части обустройства пляжа: на студенческом проекте, кроме шезлонгов и зонтиков, появились дорожки для велосипедистов и роллеров, освещаемые в ночное время.
К слову, когда в октябре в Хабаровске на суд общественности презентуют реальный проект реконструкции, можно будет поделиться этой идеей с авторами. Возможно, такое пожелание учтут при создании окончательного проекта.
Но вернёмся к проекту студенческому. Стандартная лестница от Комсомольской площади постепенно разветвляется на отдельные мини-площадки на разных уровнях спуска. На проекте мы насчитали три таких площадки, на которых изображены павильоны с функцией общепита. У берега лестница заканчивается небольшой площадью.
«По композиции просчитывается два направления: ось самой набережной, от парка к Утёсу, и практически перпендикулярная ось от спуска к воде, который заканчивается небольшой площадью. Она может стать площадкой для различных арт-объектов, инсталляций, воркшопов и многого другого», – рассказал Данила Фёдоров.
По его словам, на месте речного вокзала, по проекту, они задумали создать новую пристань – многоуровневое здание с подземной парковкой и с газоном на крыше. Часть территории вместе с речным вокзалом студенты видят не только как транспортный узел, но и как развлекательный центр. Торговые точки по типу ТРЦ «Радостей» или «Южного парка» предлагается разместить в здании модернизированного вокзала, а на крыше организовать пространство для каких-нибудь игр, например, мини-гольфа. Уссурийский бульвар, по этому проекту, закольцован парковкой, расположенной под самим комплексом. Студенты также рассматривали вариант создания стоянки и рядом со зданием. Пешеходные пути при этом идут параллельно пристани и ведут к набережной Невельского на основную территорию парка.
Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: Вконтакте, Facebook или Instagram.