Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Марина Никитина
13.10.2015
5898
Бизнес

Профессия: коуч – тренер по жизни

У вас в голове планы, достойные великих стратегов, но из-за дефицита внимания, неуверенности в себе, кризиса, угрозы Третьей мировой, атакующих родителей и влажности воздуха ни один из них не может быть реализован. Что с этим делать? К кому обращаться? Есть ли свет в конце тоннеля? Мы побеседовали с Катериной Костюковой о том, зачем людям коучи, как она работает с клиентами и кто приходит в эту профессию. Ищите полезные советы и ссылки в конце статьи.

Фото: Василий Ус
Редактор: Сергей Хволынский
Корректор: Юлия Иванова
Вёрстка: Антон Панков

ПХ: Расскажи, в чём заключается твоя работа.

Катя: Я профессиональный коуч и уже почти 4 года индивидуально работаю с людьми разных профессий и возрастов. Содействую, способствую, нахожусь рядом, когда они хотят что-то изменить в своей жизни. У каждого при этом своя история.


ПХ: Почему у людей вообще возникла потребность в такого рода специалистах? Раньше вполне обходились без них.

Катя: Сейчас время сжимается, и людям приходится отвечать актуальным запросам практически всего мира. Если ты не двигаешься, вылетаешь из гонки.

Ноги коучинга растут из спорта: его основатель, Тимоти Голви, был тренером по большому теннису. И он, как любой тренер, искал способ улучшить результаты своих подопечных. Его идея заключалась в том, что главный враг человека сидит в его собственной голове. Представьте, что на вашем правом плече, как в американских фильмах, сидит чёртик – оценщик, который заставляет вас сомневаться в собственных силах, а на левом – ангел, который включён в процесс, движется вперёд, не замечая препятствий. Между этими двумя товарищами постоянно идёт диалог, и задача человека – исключить оценщика или договориться с ним, начать слушать самого себя. Для того, чтобы решить эту задачу, Голви разработал технологию «Inner game» (Внутренняя игра), которая со временем вошла в спортивную практику. По ней стали тренировать лыжников, бегунов и т.д. Затем эту систему стали примерять на бизнес-контекст, и она сработала.

ПХ: Мне кажется, что коучинг легко спутать с похожими профессиями. Чем он всё же отличается?

Катя: Коучинг – это не наставничество. Я не передаю тебе свой опыт, зато могу задать тебе вопрос: «Кто тебе может помочь разобраться в этом?». А ты можешь сама найти возможные источники: старший менеджер, сестра или подруга, которые прошли через подобное, люди в интернете.

Это не психотерапия и не психологическое консультирование. Психотерапевт ищет причину нынешнего состояния в прошлом. Я же работаю в векторе будущего и задаю вопросы: «Как ты хочешь, чтобы это было?», «Что ты будешь для этого делать?», «Какие ещё варианты достижения цели видишь?». Психотерапевт работает с эмоциями, а коуч – с мышлением, целями, задачами, изменениями.

Я не занимаюсь индивидуальным обучением, а, скорее, содействую ему. Есть упражнение «Колесо компетенций». Например, ты хочешь стать эффективным продажником. Мы выделяем несколько качеств, которые характеризуют тебя как хорошего продавца, ставим оценку каждому. Вежливость – 8, умение выявлять потребность – 5 и т.д. Ищем, как каждый навык можно прокачать, и отслеживаем результаты в динамике.

Консалтинг и бизнес-консультирование тоже далеки от коучинга, потому что специалисты в этих сферах рассматривают, как работает предприятие, как улучшить его работу. Они дают конкретные рекомендации. Ко мне тоже приходят собственники компаний, недавно были специалисты из IT-сферы, с которой я совсем не знакома, но смогла поспособствовать тому, чтобы они сами нашли пути решения поставленных задач.


ПХ: Как проходит ваше общение с клиентом, и как часто им нужно обращаться к тебе?

Катя: Если у человека появляется интерес, мы договариваемся о первой вводной встрече. Я рассказываю, что это такое, как разделяется наша ответственность, развеиваю все фантазии и заблуждения о нашей работе: они не нужны. Если человек готов, начинается «коучинговый контракт». Его продолжительность и периодичность встреч зависят от поставленной задачи: у меня есть пакеты на 7 и 10 сессий. Сессия – это часовая встреча тет-а-тет в этой самой аудитории, на этих самых стульях. В процессе мы можем что-то записывать и фиксировать для дальнейшего анализа. Между сессиями клиент может взять «домашнее задание», и ответственность за его выполнение полностью лежит на нём.

Я отвечаю за то, что происходит в рамках сессии, в течение 60 минут. Всё, что совершается за пределами нашей встречи, полностью лежит на плечах клиента: что делать с выработанными задачами, воплощать их или нет, следовать планам или нет.

Иногда после окончания контракта люди возвращаются на разовые сессии. Например, собственник малого бизнеса, у которого в команде 4-5 человек, хотел выйти на новые обороты. Мы успешно поработали над этим запросом, но потом он вернулся, потому что в голове возникла бизнес-идея для развития. За час сессии удалось выявить двух партнёров, способных эту идею поддержать, и сдвинуться с мёртвой точки.

ПХ: Типичная ситуация каждого пятого нашего читателя: хочу открыть бизнес, но пока работаю в офисе. С такими запросами можно к тебе обращаться?

Катя: За время практики я поняла, что мои клиенты делятся на четыре типа. Запрос, который назвала ты, относится к первому – «Не хочу, как сейчас, знаю, что хочу, но не знаю, как этого достичь».

Такие люди видят конечную цель, но их действия не приводят к результату. Запрос клиента в этом случае – до конца понять, что в конечной точке, к которой он стремится. Как раз в этом году у меня была целая череда желающих стать предпринимателями. Они включались, когда я задавала вопрос: «Когда хотите открыть своё дело?».

Есть и другие типы.

Например, «не удовлетворён нынешним положением дел, но не знаю, чего хочу».

Этим людям надоело ходить на ненавистную работу с 9 до 6, но альтернативу они представляют очень пространно. Мы работаем над тем, чтобы сформировать видение, картинку, понять, что они действительно хотят. Знаешь, некоторые выбирают будущую профессию, потому что все в их семье были железнодорожниками и им тоже светит «прекрасная» должность, но в итоге оказываются несчастными.

Представителей третьего типа я бы обозначила так: «Знаю, каких изменений хочу и как их достичь, но почему-то топчусь на месте».

Они уже защитили свой бизнес-план и получили грант, но следовать ему не получается. Им нужна мотивация и вдохновение, которые помогут двигаться вперёд. На определённом моменте они могут изменить конечный результат, потому что искренне отвечают самому себе на вопрос: «Чего я хочу?».

Четвёртые на самом деле не являются клиентами коуча, потому что не хотят ничего делать между сессиями. С изучением языков похожая история: некоторые уверены, что достаточно заплатить, отсидеть час занятия и всё – будет результат. Но они не задумываются о том, что между занятиями нужно ещё практиковаться. В моей практике было два клиента, с которыми мы прекратили работу в процессе.


ПХ: Как думаешь, твои клиенты могли бы разрулить все свои проблемы без помощи коуча?

Катя: В конце сессии я иногда спрашиваю, чем она была полезна. Оказывается, ценным является сам факт того, что у суперзанятого человека есть возможность подумать о важных стратегических задачах вне телефона, вне рамок офиса и коллег. Даже директор холдинга, с которым я беседовала в самом начале карьеры, сказал, как ему было важно уделить целых 50 минут теме, которая месяцами лежала в долгом ящике.

Для кого-то коучинг становится ускорителем, который позволяет делать всё быстрее, интереснее, с удовольствием и увидеть при этом ещё больше возможностей.


ПХ: А есть клиенты, которые решают проблемы, не связанные с работой? Может, кто-то устанавливал свои жизненные цели, хотел понять, как ему заполучить домик в Альпах и золотистого ретривера или стать самой лучшей мамой для своих детей?

Катя: В мире существует разделение на бизнес- и лайф-коучинг. Как правило, все мои клиенты приходят с рабочими запросами, а уже в процессе поднимается проблема баланса работы и личной жизни. У людей могут быть горы планов, но важно получать от их реализации удовольствие, не ущемляя себя в общении с семьёй, не теряя хобби и здоровье. Например, был клиент, который сразу заявил, что все планы и задачи, которые он

строит, должны умещаться в рабочий график «5 дней в неделю с 9:00 до 18:00».

Когда просто не хватает внутренних сил и энергии, мы занимаемся поиском её источников. Ими могут стать любимое занятие (от вышивания до разведения лошадей), уединённое место или близкий человек.


ПХ: О тебе можно сказать «сапожник без сапог»?

Катя: Не думаю, как раз сейчас я нахожусь в контракте со своим коучем. Во-первых, в нашей профессии важно побывать на месте клиента. Во-вторых, у нас тоже есть свои цели.

ПХ: Какие люди могут позволить себе твои услуги?

Катя: Единичные сессии у меня стоят 3000 рублей, в составе пакета – 2500. Знаю, что диапазон цен в Хабаровске колеблется от 500 до 5000 рублей за час. Коучинг не имеет границ, поэтому вы вполне можете найти себе специалиста из любой точки мира и заниматься онлайн по скайпу. Даже у меня есть несколько клиентов из Москвы, Екатеринбурга и Анапы. На начальном этапе я скептически относилась к такому формату, потому что считала, что часть важной информации теряется: мимика, жесты, вздохи и взгляд. Но и в нём есть плюсы. Например, с клиенткой из Анапы мы отключаем видео из-за плохой связи: это помогает настроиться на волну клиента и слышать тонкие нюансы.


ПХ: В начале нашей беседы ты говорила, что коуч – не психолог и не консультант. Тогда какое образование требуется, и как стать спецом в этой сфере, если специальность не преподают в вузах?

Катя: Думаю, что в скором времени точно появится пусть не специальность, но специализация. В Москве уже вырабатывают соответствующие стандарты.

Освоить эту профессию можно уже сейчас. В России есть 6 школ, которые предлагают пройти сертифицированные организацией ICF (Международная федерация коучинга) программы. Базовая состоит из 4 модулей, между ними – практика. Человек, который хочет стать коучем, обучается 4 месяца, проходит все сертификационные процедуры: тестирование, кейсы, коуч-сессию, получает сертификат международного образца и право оказывать услуги. Советую вам спрашивать у своих коучей такие бумаги, это важно.

4 года назад я закончила Международную академию коучинга в Москве. После возвращения домой мне стало катастрофически не хватать профессионального общения, поэтому я решила организовать обучение прямо здесь. В результате тренинг-центр «Исток» стал официальным представителем университета Global Coaching, и в этом году с июня по сентябрь 20 человек прошли обучение.

 

ПХ: Кто решает уйти в эту профессию?

Катя: У нас были предприниматели, руководители учебных центров, специалисты по обучению, психологи, бизнес-тренеры. Все те, кто в своей деятельности решает задачи развития персонала. Не факт, что все 20 уйдут в частную практику. Коучинг может встраиваться в организацию и быть частью подхода к управлению персоналом. Например, в Европе большинство работает именно в крупных компаниях, потому что там уже осознали, что успех компании напрямую зависит от удовлетворённости и уровня «счастья» сотрудников. Именно коуч помогает осознать, что для человека по-настоящему важно, что интересно, и помогает внедрять это в организацию. Я искренне верю, что и в Россию придёт эта жизнеспособная идея.

Выводы:

Какие вопросы стоит задать себе, если решил что-то изменить в своей жизни?

  • Что я действительно хочу?
  • Через какое время я так хочу?
  • Что у меня уже есть для достижения цели?
  • Люди иногда не осознают, что у них есть связи, контакты, моральная группа поддержки, есть какой-то эксклюзивный материал или наработки.
  • Что может ещё понадобиться, и что можно сделать, чтобы это появилось?
  • Какие шаги важно предпринять, чтобы необходимые ресурсы появились?
  • Каков мой план действий: первый шаг, приоритеты?


Что делать, если решил стать клиентом коуча?

  1. Зайти на сайт ICF в раздел «Нужен коучинг?». Там пишут о том, как выбрать коуча, есть отзывы клиентов и информация о сертифицированных коучах с контактами.
  2. Прийти на бесплатную вводную встречу чтобы примериться, насколько это комфортно для тебя. +7 (914) 546-96-60


Что делать, если хочешь стать коучем?

  1. Прочитать книгу Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра» для тех, кто решил освоить эту профессию. Она есть на русском, но её сложно найти в печатном виде, лучше почитать в интернете.
  2. Посетить открытую встречу «Всё о коучинге» в центре «Исток». Она проходит раз в два месяца, следующая – 11 ноября, записаться по телефону: +7 (4212) 24-31-13.
  3. Пройти аккредитованную четырёхмодульную программу обучения «Коучинг нового мышления» (начало в марте).

Если вы подумываете освоить новую профессию, важно выбрать аккредитованную программу, потому что в этой сфере, как и в других, множество непонятных онлайн-курсов, которые обещают за три тридцатиминутных вебинара сделать из вас коуча. На сайте ICF есть список аккредитованных школ, лучше выбирайте из них.

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: Вконтакте, Facebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: