Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Сергей Хволынский
04.11.2015
5728
Люди, Места

Стартап: роллы, «Спутник», два друга

Повар Женя Зельцер и ведущий Стас Кадинский открыли своё маленькое дело по производству и доставке роллов. В чём небольшой ларёк может выигрывать у крупных ресторанов, чем выгодно расположение в спальном районе, и как чат в WhatsApp помогает улучшать сервис.

Со Стасом Кадинским я познакомился на съёмках пилотных серий проекта «Время меняться». Там он выступал в роли моего наставника, проводил со мной персональные тренировки, давал советы по питанию. Когда я поправился на 8 кг и повысил силовые показатели, съёмки свернули, и «Стас-тренер» пропал из моей жизни. На нескольких мероприятиях я видел его в роли «Стас-ведущий», а спустя некоторое время был очень удивлён, узнав, что он ещё и «Стас-предприниматель». 

Стартап — это только что созданная или строящая свой бизнес на основе инновационных идей компания. Характерные особенности стартапов – нехватка финансов и непрочное, почти «партизанское» положение фирмы на рынке. А из-за того, что в США такие компании чаще всего создаются студентами, их называют «гаражными». 

Стас и его партнёр по бизнесу Женя, конечно, не занимаются инновациями, но нехватка финансов и «гаражность» присутствуют. Они делают роллы не в ресторане и даже не в цехе. Женя получил специальность «технолог» в Нархозе, год проходил курсы повышения квалификации в Израиле и работал шеф-поваром Tokyo Street и «Лимончелло» с самого открытия. А Стас просто очень хотел развивать своё дело. Думаю, опыт тренера и ведущего ему очень пригодился. 

Женя: Со Стасом мы были друзьями ещё с бессознательного возраста. Учились в одной школе, одновременно покинули родной Биробиджан и вместе же решились на этот серьёзный жизненный шаг. Год назад, в самый разгар кризиса, было некомфортно покидать прежнее рабочее место, но уверенность в напарнике придала сил сделать это.

Стас: Как раз год назад мы и скинулись по 250 тысяч, чтобы открыть свой скромный бизнес по приготовлению и доставке блюд японской кухни. Говорят, когда считаешь бюджет на открытие, нужно следовать правилу: «Умножь на два то, что запланировал, а потом ещё раз на два — столько ты и потратишь». Для нас оно не сработало.

Женя: Мой опыт и образование очень помогли найти нужное оборудование по низким ценам без потери качества. Пришлось, конечно, потратить ещё тысяч 300 на разные вещи, но в 4 раза умножать точно не пришлось. Мы этим гордимся.

Когда я увидел «гараж» их стартапа, был реально удивлён тому, что здесь могут готовить роллы. Моё хипстерское сознание отказывалось принимать информацию об этом. Место больше похоже на обычный ларёк, в котором продают Михайловских бройлеров. Здесь, правда, был ещё маленький предбанник с меню для посетителей. Заметно, что меню сделали своими силами, но пытались вложить душу. Как минимум не использовали ужасные картинки из интернета, а нарисовали что-то своё.

Стас: Мы с женой живём на Вахова и всегда очень нуждались в каких-то вкусностях неподалёку, поэтому открывать наше с Женей дело мы решили именно здесь. Изначально планировали сделать кухню на первом этаже жилого дома, но потом увидели совершенно новый ларёк недалеко от остановки «Спутник». Это лучше, чем подвал или потёртое помещение с разной живностью в полах. Место проходимое, район спальный. 

Женя: Я провожу здесь много времени, мне важен дневной свет. Конечно, этот вагончик — не самое идеальное место для создания роллов, но как соучредитель я напрямую заинтересован в чистоте и качестве. Да и то, что окна у нас от пола до потолка, хорошо: прохожие видят, как я работаю, это всегда держит в тонусе (смеётся).

Стас: Чтобы проверки не смогли к нам придраться, сейчас мы превращаем помещение неподалёку в мини-цех. Там будем делать заготовки и осуществлять продажу, а сюда будем доставлять уже готовую продукцию. Не хочется совсем переезжать из этого помещения: оно маленькое, но очень заметное и уютное. 

Женя: Проходящие мимо люди наблюдают за твоей работой. Им интересно, они заходят, покупают. Самое приятное в моём деле — когда они возвращаются и дают обратную связь. Я как единственный повар могу делать выводы и быстро что-то менять. В крупной компании так не получится.

Стас: С нашими постоянными покупателями мы сделали чат в WhatsApp. Рассказываем им про скидки, спрашиваем пожелания и получаем отзывы. Мы уже знаем предпочтения некоторых, а кто-то уже знает, когда у Жени день рождения. Мы пытаемся вести себя, как большие организации, и делаем обзвон клиентов на следующий день после заказа, но чат в WhatsApp душевнее.

Женя: Сейчас не лучшее время для лёгкого заработка. Это даже заметно по некоторым нашим поставщикам. Иногда продукты к нам привозит сам владелец фирмы. И не потому, что хочет личного общения, а потому, что времена сейчас нелёгкие. Мы работаем с марта, и я каждый день здесь. Работа мне очень нравится, поэтому особо не устаю. Жена просит поехать в отпуск этой весной. Мне тоже очень хочется, но я не знаю, что делать с кухней, на кого её оставить.

Стас: Час пик у нас по вечерам, когда люди идут с работы. Кассир только успевает пробивать чеки и собирать заказы, а Женя штампует роллы с невероятной скоростью. Я даже не успеваю следить за последовательностью его действий. Днём заказов меньше, поэтому сейчас мы стараемся рекламировать доставку по городу и придумываем обеденные предложения. Профили в социальных сетях, конечно, сильно повышают количество заказов, которые отвозит курьер. Мы расширили зону работы: можем отвезти роллы даже в Матвеевку.

Женя: Общепит – это место, где ошибка стоит тебе имени. Если хотя бы раз человек скажет, что что-то ему не понравилось, то маловероятно, что он снова придёт. Люди голосуют ногами, если нравится – идут. Заинтересованность в увеличении количества этих голосов у нас есть. Для этого мы и делаем роллы. Стараемся делать их хорошо, вкусно. Если довольны люди, то довольны и мы. Эдакий круговорот довольных людей в природе (смеётся). 

В чём фишка «Сушки»? Стараться уверить клиента в большом количестве начинки и вкусных позициях нет особого смысла. Сейчас все доставки говорят об этом (даже если и не делают). То, что такое скромное место пытается докричаться до всего города доставкой, — тоже не нонсенс. Всё-таки это место примечательно своим форматом. Чем-то оно напомнило мне небольшие закутки с едой в Японии, где годами работает один повар.

Выходя из «Сушки» на мороз, я даже немного расстроился, что живу в центре. У меня никогда не будет такого маленького и душевного ларёчка, где можно будет заказать Темпуру, Мисо и Калифорнию и поболтать с человеком, пока он готовит для тебя.  

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: