Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Сергей Хволынский
22.09.2015
7214
Люди, Безымени

Безымени: стюардесса о своей работе

Стюардесса анонимно рассказала «Пространству» как устроиться бортпроводником, о сложностях подстерегающих на борту самолёта и привилегиях профессии.

Иллюстрации: Ты же сам их сделал, пока спал 

Где учат

Можно пойти в авиационную академию, но при трудоустройстве в компанию вас всё равно будут переучивать в течение двух недель. У новичков без образования на это уходит несколько месяцев. Перевозчики, как правило, обучают вас бесплатно, но по договору вам нужно будет отработать определённый срок. Если решите уйти раньше, могут взыскать потраченные на вас средства. Некоторые компании предоставляют жильё на время обучения.


Кого берут

Требования написаны на сайте авиакомпании. В основном это рост, возраст, умение плавать и самое главное – знание английского, уровень языка должен быть не ниже Intermediate. Мои коллеги не умеют даже читать на английском, непонятно, как им удалось пройти собеседование. Конечно же, на международных рейсах требования к знанию языка строже.


Что ждать от собеседования

Я заполнила анкету совершенно спонтанно. Отправила фотографию с вечеринки: на голове был пучок, и мне казалось, что я там очень похожа на стюардессу. Ответили почти сразу и пригласили на собеседование на следующий день. Попросили прийти в определённом образе: указали цвет и фасон юбки, блузки, обуви, причёску. В срочном порядке искала «форму», юбку купила по пути домой со старой работы, а блузку надела ту, в которой в последний раз ещё в школу ходила. Мне показалось, что таким образом они проверяют, насколько ответственно я подхожу к заданию.

На собеседовании со мной разговаривали четыре человека. Проходило оно странно: меня отговаривали от устройства, переспрашивали мой рост и есть ли у меня бойфренд по 20 раз. Это, конечно, раздражало, но я спокойно отвечала на одни и те же вопросы, понимая, что это ещё одна проверка. Внезапно один из молчавших до этого интервьюеров начал говорить на английском, что очень сбило с толку. Я испуганно продолжила беседу с ним. Меня поблагодарили и, ничего не сказав, отправили домой.

Удача оказалась на моей стороне и на следующий день мне позвонили с просьбой в кратчайшие сроки собрать огромный пакет документов. Через неделю сказали проходить ВЛЭК (врачебно-лётная экспертная комиссия). Это специальная медкомиссия для работников авиации. Честно сказать, очень жёсткая, далеко не каждый способен её пройти, даже если нет никаких жалоб на здоровье. В большинстве случаев, претендентов на работу в небе бракуют по причине проблем со зрением и слухом. Девочек нередко отправляют сначала поесть мясо, а потом сдавать анализы. Низкий гемоглобин – преграда на пути к профессии мечты.

 

Чему учат

Обучение проходит в специальных центрах при авиакомпаниях в течение нескольких месяцев. Дисциплина с первого дня очень строгая. У меня даже было ощущение, что я попала в казарму. Каждый день, 6 дней в неделю, с 9 утра до 5-6 вечера, с перерывом на обед. Сначала рассказывали о том, как устроен самолёт. Начинают обычно с Боинг 737, их в мире больше всего. Нам показывали, как открываются и закрываются двери, как работают переговорные устройства, как досматривать рабочее место бортпроводника, как пользоваться кодовым замком, чтобы попасть в кабину пилота – туда не так просто войти после трагедии 11 сентября.

После нам преподавали аварийно-спасательную подготовку. Здесь уже рассказывали о том, как будем спасаться в случае чего. Учили тушить пожар, пользоваться кислородной системой при разгерметизация воздушного судна, эвакуироваться: скатываться по надувному трапу (честно сказать, это весело, но если сделать что-то неправильно, можно пораниться), покидать самолёт через форточку в кабине пилотов с помощью каната. В бассейне мы тренировались спасать пассажиров на воде. Нам также показывали очень интересные фильмы про катастрофы. До сих пор вспоминаю «Чудо в Андах». Рекомендую посмотреть, очень интересный фильм от National Geographic, основанный на реальных событиях.

Затем началась дисциплина «медицина». Нам показывали, как правильно измерять давление двумя способами, делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, определять, чем может быть болен человек и какие лекарства можно применить. Даже учили принимать роды. Преподавали психологию: объясняли, как правильно общаться с пассажирами и коллегами (с ними ведь тоже может быть не всё так просто). Как разрешать конфликтные ситуации и вообще не доводить до этого.

Мы изучали технологию обслуживания: что за чем следует, какие рационы питания бывают, даже как правильно брать в руки стакан. Конечно же, был английский. Мы должны знать наизусть аварийную информацию и уметь общаться не только с иностранными пассажирами, но и с персоналом в зарубежных аэропортах.

После обучения нам устроили пробные экзамены, после чего отправили на стажёрские рейсы. Нужно было налетать 30 часов, чтобы получить допуск на “суперэкзамен”. На нём могли спросить всё, что угодно, из программы обучения. После его прохождения меня приняли на работу в авиакомпанию. Выдали настоящую форму и отправили в полёт.


Что ждать от пассажиров

Самым сложным, пожалуй, на практике были злые преподаватели, тогда казалось ничего хуже их контроля и вопросов быть не может. Как оказалось позже – может. Пассажиры по своей зловредности не отставали. Несмотря на то, что в самолёте всё сделано для их комфорта, они всё равно найдут, к чему придраться, словно специально разжигая конфликт. Им может не понравиться фильм, а ноутбук они сдали в багаж или, того хуже, положили на полку ручной клади и им лень его доставать. Очень часто пассажиры требуют подушку для больной спины или плед, так как очень замёрзли, но дело в том, что такие бонусы есть не на каждом рейсе. Пассажиру может стать плохо, а он не позаботился о своём лекарстве. Однажды мужчине с диабетом срочно нужно было сделать укол, для этого мне пришлось вызвать доктора по громкой связи. Потом выяснилось, что пассажиру не подходит наше лекарство, а другого нет.

Стюардессы нужны для того, чтобы следить за безопасностью и комфортом. Но стоит помнить: там, где заканчивается безопасность – заканчивается сервис. Если поведение пассажира угрожает безопасности остальных, его могут просто снять с рейса. Мы, конечно, стараемся разрулить всё в полёте. Например, если пассажир пьёт или курит (даже электронные сигареты), по правилам требуется всё изъять и отдать только после посадки. Вообще, я стараюсь смотреть на это правило сквозь пальцы, ведь можно вежливо попросить спрятать всё, пока не отобрали. Многие пассажиры слушаются. Если не слушаются, то я имею право принимать меры, вплоть до вызова наряда полиции. В таком случае хулиганов встречают у трапа и сразу же провожают в отделение.


О зарплате

Зарплата зависит от многих факторов, в первую очередь от количества рейсов: за ночные платят больше, а в праздничные дни удваивают ставку. Ещё на размер з/п влияет статус бортпроводника: старший соответственно получает больше. Но в среднем, зарплаты в районе 50-70 тысяч рублей. Конечно, значение имеет компания, в которой вы работаете: где-то зарплаты меньше, а где-то начинаются с отметки 80 тысяч.

О привилегиях

Многие авиакомпании предлагают своим сотрудникам различные льготы на перелёты. Например, мне нужно всего лишь оплачивать сборы аэропорта.

Во время рейсов нам предоставляют бесплатное проживание в хороших гостиницах и питание, в основном как у пассажиров в бизнес-классе. Рацион у экипажа часто меняется, в зависимости от сезона, так что еда не успевает надоесть. Если обратный рейс я жду больше одного дня, то мне выплачивают суточные. В каждой стране они разные и могут доходить до 100 долларов. Если ожидание рейса проходит в Хабаровске, то мне ничего не платят.

В зонах duty free у нас скидки «cabin crew» до 20%.


О безопасности

Самолёт – единственный вид транспорта, в котором я чувствую себя безопасно. Количество автомобильных аварий куда больше, чем авиакатастроф. Многие думают иначе, но это потому, что если самолёт падает, то количество жертв всегда высокое и это активно обсуждается в СМИ.

На самом деле, бояться действительно нечего. Перед вылетом проводят массу проверок как самого воздушного судна, так и его сотрудников. За каждым проводником закреплена дверь, за которую он отвечает. Если бортпроводников меньше, чем дверей, то самолёт просто не полетит. Мы контролируем наличие спасательных жилетов, проверяем сидения и ремни безопасности. К тому же, перед рейсом мы проходим полное медицинское обследование и контроль знаний. На случай, если кто-то не прошёл проверку, существует резерв бортпроводников, откуда вызовут человека на замену.

О питании на борту

Очень часто конфликты возникают из-за еды: кому-то чего-то не хватает или кто-то что-то не ест. Когда покупаешь билет, можно заказать для себя особое питание (кроме лоукостеров – эконом рейсов). Меню там очень разнообразное!


Неловкие моменты

Однажды пассажир унёс с собой плед, может быть и случайно, даже передавали по громкой связи, что вернуть необходимо, оказалось – бесполезно. Очень часто пассажиры пытаются познакомиться или пристают с вопросами о зарплате, спрашивают, есть ли для нас парашюты. Порой пассажиры обращаются к нам со странными просьбами. Как-то меня вызвала женщина и попросила открыть пакетик с соусом. Кого-то не устраивает шум двигателя или внешний вид соседа. Некоторые не могут найти в туалете кнопку смыва, вместо неё нажимают вызов бортпроводника. Несмотря на то, что эта кнопка находится под раковиной, её находят очень быстро, в отличие от другой, более важной в такой ситуации. Работая с людьми, нужно научиться не принимать всё близко к сердцу: пассажиры могут весь полёт выносить тебе мозг, но потом благодарить на выходе. Хотя и тут всякое бывает, иной раз скажут, что сервис ужасный и самолёт ваш – отстой. Как-то женщина на выходе с остервенением тыкала в меня пальцем и кричала, что сильно замёрзла и из-за меня заболеет.

Бортпроводник – спасатель или официант? Каждый сам для себя решает. Я бы не стала называть официантом человека, который обеспечивает мою безопасность в самолёте. Есть бортпроводники, которые стыдятся своей работы и, когда видят знакомых в салоне, пытаются поменяться с коллегой бортами. Лично я никогда этого не понимала. Во-первых, потому что с детства считала стюардесс почти богинями, а во-вторых, на учёбе нам чётко объясняют, что самолёт – наш дом, а пассажиры – гости. Это радость их угостить и сделать их пребывание на борту максимально комфортным.


Советы пассажирам

Помните, что вы находитесь в самолёте. Это не ресторан и не гостиница, и уж точно не развлекательный центр. Хотя, все эти функции уже давно включены в перевозки. Самолёт – это транспортное средство.

Не на всех рейсах бывают пледы и подушки, люльки для детей, мониторы и наушники. Если вдруг стюардесса отказалась вам что-то предоставить, то это не потому что она – жадная вредина.

Куда бы вы не отправлялись, неважно каким транспортом, захватите с собой то, что сделает ваше времяпровождение наиболее комфортным. Возьмите с собой надувную подушку, она не занимает много места и стоит копейки в магазинах “fix-price”. Возьмите тёплую кофту, даже если отправляетесь в жаркую страну. Не забудьте взять с собой нужные таблетки. Аптечки с базовыми медикаментами на борту есть, но там может не оказаться необходимого вам лекарства. Чтобы не было скучно, положите в ручную кладь книгу или планшет. По-моему, в самолёте, как нигде, читается с удовольствием.

Воздух в салоне очень сухой. Захватите с собой увлажняющий крем. Я, например, беру небольшой флакночик спрея с термальной водой для лица – это помогает мне не засохнуть в пути.

О шумных пассажирах можно забыть, если купить беруши, а для комфортного сна подойдут маски на глаза. Если вы что-то не едите, закажите специальное питание. А вообще, мне кажется, что в самолёте лучше особо не есть. Еда у нас хорошая, но перелёт – это стресс для организма, поэтому заставлять его ещё и переваривать что-то в процессе я не советую. То же самое и с водой, много будете пить – смиритесь с отёком тела в конце перелёта.

Призываю быть вежливыми и не эгоистичными, как по отношению к соседям-пассажирам, так и по отношению к бортпроводникам. Особенно приятно, когда люди обращают внимание на мой бэйдж, а потом обращаются по имени, а не кричат на весь салон: «Девушка! Деееевушкаааааа!». Я уже не говорю о «женщина» и «тётя».

 

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: