Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Настя Новичкова
08.11.2017
1789
Люди, Места

Как появился Муравьёв-Амурский и куда делся Путин: изучаем местный стрит-арт

Уличное искусство как никакое другое доступно каждому. В Хабаровске можно встретить тигра в арке, странных человечков на парковке, портрет графа Муравьёва-Амурского или Гагарина. Поговорили с теми, для кого стрит-арт — не пустой звук, разобрались, для чего он нужен и как на него реагируют жители.
Артём Андрианов
граффити-райтер
Артём Андрианов
граффити-райтер

Я считаю граффити народным искусством, как частушки. Люди, не имеющие никакого художественного образования, имеют полное право таким образом излить свою душу. Но нужно понимать, что чем больше человек начитан и развит, тем больше социального подтекста в его рисунках. Качеству работы тоже важно уделять внимание. К ребятам, которые просто оставляют на стенах свои теги, я отношусь с пониманием. Не могу сказать, что поддерживаю их, но и сам раньше этим занимался.

Моё творчество началось с того, что в школе я разрисовывал тетради на последних страничках, которые потом приходилось вырывать. Из-за этого постоянно возникали проблемы с учителями. На улице поначалу рисовал незаконные рисунки в ненужных местах.

В хулиганстве есть романтика: делаешь не ради качества рисунка, а ради эмоций. Когда начинал рисовать, граффити не было в городе так массово, это были уникальные рисунки, о которых знали только «свои» люди. Информация о них передавалась из уст в уста, никаких пейджеров, телефонов не было. Нами двигала страсть к рисованию: мы ходили в разные заброшенные места и долгострои, там рисовали, там же искали картинки и общались между собой.

Когда-то здесь были граффити опытных райтеров.

По сей день выбор места для граффити — головная боль. Чем меньше ты знаешь, тем проще выбрать место: собираешься, берёшь и рисуешь — всё. С опытом стало жалко тратить время на простые «порисульки». Ради удовольствия и общения с друзьями — да. Но для себя нужно найти локацию, интегрировать рисунок относительно ландшафта, выбрать палитру, подготовить баллончики. Если место заброшенное, это полбеды, а если локация имеет хозяина, нужно согласовывать рисунок. Сейчас я стараюсь объединять творчество с коммерческими заказами: рисовать не только то, что люди просят, но и предлагать то, что будет хорошо смотреться на их стене.

Я заметил, что некоммерческие работы напрямую влияют на качество заказчиков. Если рисовать на гаражах, работу увидят только люди, у которых есть гаражи и попросят порисовать где? Правильно, на гаражах. Шанс один на миллион, что, рисуя в таких местах, нарвёшься на крупного клиента, вроде торгового центра. Я за то, чтобы молодые ребята рисовали качественный продукт и получали заказы, в которых могли бы максимально себя реализовать. Плюс яркие стенки в рамках города хорошо работают. Сделал классный арт, все паблики его опубликовали, и сделали тебе рекламу. А сарафанное радио — это лучшее, что можно придумать.

Памятное граффити, совместная работа Артёма Андрианова и команды Werkstattgeflüster в рамках дней российско-немецкой культуры.

Конфликты всегда были и будут. Раньше я пытался урегулировать своё творчество относительно мнений окружающих, но понял, что всегда будут люди «за» и «против». С полицией такая же история: играет роль человеческий фактор. Были случаи, когда на нас писали заявления, увозили в участок, интересовались разрешающими бумажками. Люди — консерваторы: им нужно, чтобы всё было правильно и по закону. Я рисую и работаю давно, поэтому у меня накопилось много связей в разных сферах. Это помогает договориться в спорных ситуациях. Ну и важно заранее думать, что ты делаешь, где и как, чтобы прикрыть спину.

В октябре, незадолго до дня рождения Владимира Путина у нас с друзьями возникла идея: решили сделать творческий, некоммерческий проект. Мы искали место в центре города, хотя понимали: шанс, что рисунок испортят выше. Нашли стенку на трансформаторной подстанции, поделили задачи между собой: художественная часть легла на меня, один человек отвечал за хозяйственные нужды, ещё один — за согласование места. Пока рисовали, каждые десять минут подходили люди и говорили «это классно» или «это плохо». Кто-то хотел сфотографироваться, кто-то угрожал, что сломает мне пальцы. Были представители и старшего поколения, которые говорили: «Вы не понимаете, что рисуете».

Процесс создания «открытки» президенту.

Спустя две недели Путину выцарапали глаза: кому-то они не давали жить спокойно. Я понимаю, что это взрослый и неглупый человек сделал, это осмысленный шаг. Это не молодёжь, которая подошла бы рожки пририсовала. Потом кто-то ещё подправил — подписал. И скоро я начал получать в социальных сетях сообщения и фотографии: «Прикинь, твой рисунок закрашивают». На протяжении всего вечера разрывался телефон: люди писали из разных городов и даже стран с вопросами «Как там?», «Крутая же работа была». Кто закрасил нашу работу, не знаю, точно могу сказать, что это сделали не мы. Но ничто невечно, это граффити, я подозревал, что так и произойдёт. Жалко конечно.

Пётр Матюшков
сотрудник РЖД
Пётр Матюшков
сотрудник РЖД

Всё началось четыре года назад. Я увидел вентиляционный колодец бомбоубежища на Фрунзе и подумал: «Круто будет его превратить в весёлого инопланетянина». Одному было скучно, позвал сына Гришу. Процесс и результат нам понравились, и мы решили продолжить. Так родилось творческое объединение П&П (Пётр и Петрович). Наша цель — сделать наш город ярче, интереснее, поднять настроение жителям Хабаровска.

Работаем чаще ночью, но иногда получается договориться и тогда творим днём. Так было с нашим крайним стрит-артом, «Скованные одной цепью», руководство компании с лёгкостью разрешило разрисовать их ограничители парковки.

Хабаровчане хорошо реагируют на наше творчество, если судить по комментариям в социальных сетях. Правда, летом взломали мой профиль в Instagram и удалили все фотки, соответственно комментарии к ним. Люди говорили спасибо, за то, что делаем город ярче, желали, чтоб мы продолжали.

Портят наши работы редко. Один раз жёлтую подводную лодку N1 закопали под землю в процессе расширения Краснореченской. Мы тогда решили, что она должна всплыть в другом месте. Во второй раз пострадал инопланетянин Валентин: какие-то вандалы закрасили его в радикальный серый цвет. Этот сезон закрыли, в следующем году обязательно продолжим.

Пётр Каховский
граффити-райтер
Пётр Каховский
граффити-райтер

Начиналось всё с политического вандализма: пачкали чистые стены протестными лозунгами. Позже стали тиражировать трафаретные рисунки, вдохновляясь работами Бэнкси. Потом в интернете попалась картинка с человечками в масках, которые занимаются разными хорошими делами. Эта идея мне понравилась. Я нашёл гараж на отшибе и разрисовал его. Второй рисунок был уже в людном месте, прохожие останавливались, хвалили, задавали вопросы.

Я не имею художественного образования, да и возможности его получить у меня не было. Это плохо, потому что мешает. Я делаю много ошибок. Ещё с детства рисовал, но исключительно из каких-то внутренних потребностей. Рядом не было никого, кто подсказал бы, обратил внимание. В итоге и не учился, и работаю в совсем другой профессии — обычным админом.

Мои человечки в масках, потому что за ней может скрываться кто угодно. Маска защищает от точечного удара и маска объединяет, потому что любой может надеть её и тоже вступить в их ряды. Или никуда не вступать, а просто начать делать что-то важное и хорошее.

На заказ я практически не рисую, в редких случаях мне добавляют денег на краску. На улицах бывает, интересуются, могу ли я нарисовать на заказ, но скорее из любопытства. Воспринимаю это как форму положительного отзыва о том, что делаю. Да и не за всякий рисунок бы взялся: мне важно содержание, возможность самовыражения.

Работы, конечно, портят, недолговечность — это специфика стрит-арта. Хотя некоторые, самые первые рисунки, до сих пор живы и целы. Особенно неприятно, когда коммунальные службы закрашивают рисунок в однотонный блёклый цвет. Легче, если какой-нибудь школьник попытался начертить что-то поверх твоей работы. В этом хотя бы есть творческий, пусть и неумелый, порыв.

Помимо свободных художников, есть объединения, которые сделали оформление зданий рисунками одной из своих задач. Наиболее заметное — Центр прикладной урбанистики. ЦПУ — огромная сеть молодых специалистов из различных сфер деятельности, разросшаяся по всей стране. Основная их идея — познакомить жителей со своим городом: сделать его узнаваемым как для своих, так и для гостей.

Многие, проходя мимо дома на Ленина, 21, замечали на его стене свежий портрет графа Муравьёва-Амурского, а кто-то ежедневно любуется ярким дальневосточным колоритом на Тургеневской лестнице. Создатели этих объектов черпают идеи не на западе, а вдохновляются местной культурой и историей.

Виктория Тесля
«Тургеневская лестница» и граф Муравьёв-Амурский
Виктория Тесля
«Тургеневская лестница» и граф Муравьёв-Амурский

В этом году я закончила ТОГУ по специальности «дизайн городской среды». Это не совсем «street-art», но решила заняться пока этим, так как прикладное искусство и работа руками мне очень близки. Идеи для работ возникают всегда по-разному, на самом деле. Например, ты можешь втянуть вдохновение от красивой фотографии или картинки, светотени или гаммы. Также вдохновляюсь опытом коллег, других художников, как из нашей страны, так и зарубежных. Много людей — множество стилей. Не вдохновляться невозможно.

Граф Муравьёв-Амурский появился, конечно, неслучайно. Этот человек является одной из ключевых фигур в истории нашей земли. При этом нельзя сказать его личность популяризирована. Мы решили, что нужно вводить именно дальневосточных деятелей и начали с него. Граф Муравьёв-Амурский является не просто усреднённым образом. Это символ, то, что неразрывно связано с Дальним Востоком. Некий культурный код.

Алина Иванова
«Тургеневская лестница» и цоколь пятиэтажки на Тургенева, 62
Алина Иванова
«Тургеневская лестница» и цоколь пятиэтажки на Тургенева, 62

Очень часто люди, проходящие мимо, задают вопросы, спрашивают о том, чем мы здесь занимаемся. Приятно, что окружающие интересуются, мы даже предлагаем поучаствовать в процессе. Это весьма интересный вид взаимодействия людей с искусством. Бывает, что в социальной сети встречаю фотографии своих работ. Это приятно. Значит, что им небезразлично.

Как правило, у заказчика есть мысли по поводу того, что он хочет видеть, а ты, в свою очередь, придаёшь им форму: предлагаешь варианты эскизов и дальше воплощаешь их в жизнь. В случае, когда заказчик даёт тебе свободу действий или он вообще отсутствует, и это твоя инициатива, главным вдохновением становится твой город, жизнь, которая наполняет его

Евгений Мишталь
один из учредителей ЦПУ в Хабаровске
Евгений Мишталь
один из учредителей ЦПУ в Хабаровске

Всё пошло от Тургеневской лестницы. В проекте участвовали разные художники, студенты-архитекторы. Целью было вывести данный объект из унылого состояния, и таким образом, привлечь к нему внимание. Раньше дверь в нашем доме ничем не отличалась от своих собратьев. На неё постоянно клеили объявления, неприглядный вид удручал состояние окружающих. Жильцы поддержали идею.

Мы потратили около 10 000 ₽ на создание. В эту сумму вошла стоимость материалов и работа художника. Полностью действо заняло около пяти дней, поэтому в принципе работа художника и задействованные ею силы того стоили.

Дверь в подъезде Евгения Мишталя

Бывают люди, которые с безразличием относятся к этому, но таких единицы. В основном люди, когда идут на работу или просто проходят мимо, не остаются равнодушными: фотографируются, заряжаются позитивом. Сейчас мы запускаем новый проект, который подразумевает создание сотни подобных дверей в разных частях города с графическим отражением историй, неразрывно связанных с этими домами или районами.

На мой взгляд, город ещё не понял, что разрисованные стены — это не детский сад, что это так же необходимо, как ремонт дорог. Пока нет понимания, что это действительно может многое изменить, повлиять на отношение людей к городу в первую очередь. Надеюсь, со временем оно появится.

Больше хабаровского стрит-арта в профилях:
@zeega@xadadbabax@matyushkov_petr

Под хэштегами:
#streetartkhv и #стритартхабаровск

Текст: Анастасия Новичкова и Алина Шкуратова

Фото: Мария Лейс и личные архивы героев

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: