Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Новичок проекта
01.01.2016
7204
Люди, Эксперимент

Человек на инвалидной коляске в городе

Насколько Хабаровск – город сильных людей, как гласит социальная реклама с улыбатых баннеров на каждом столбе? Насколько мощным нужно быть, чтобы жить здесь с комфортом? И почему колясочники по определению должны быть сильнее остальных? Мы усадили нашего фотографа в инвалидное кресло и нашли ответы на эти вопросы.

Текст: Василий Ус
Фото и видео: Сергей Колобов

Идея этого эксперимента родилась очень давно, однако с её реализацией пришлось помучиться. В результате энтузиазм победил идиотизм, и наш друг и фотограф Василий Ус  согласился осуществить этот план: на день отказаться от перемещения на своих двоих в пользу самой простой коляски для людей с ограниченными возможностями. Мы позаботились о защите, поэтому снабдили его щитками и шлемом.

Я всегда хотел прокатиться на этом кресле. Вот такие у меня странные желания. Хотелось понять, насколько трудно приходится людям, у которых нет других вариантов передвижения. Поэтому новым экспериментом заинтересовался, как только редактор озвучил его идею.

Итак, что представляет собой этот транспорт: два больших и два маленьких колеса, сидение из плотного тканевого материала, маленькие поролоновые подлокотники. Никаких удобств или высоких технологий, вся конструкция направлена на упрощение, дешевизну и лёгкость транспортировки. Напоминает продукцию «АвтоВАЗа»: такой же комфорт и прочность (недавно первый раз ездил на «Приоре», знаю, о чём говорю). Колёса резиновые с камерой внутри, поэтому перед поездкой нужно было проверить давление в шине. Наша цель – испытать городскую среду по полной, поэтому накачали их посильнее.

Выехали делегацией в количестве четырёх человек: я, фотограф, сочувствующий и человек, который приказывал ехать через рельсы, бордюры и отпускал злые шуточки по поводу моего «недуга».

Сев в коляску, я сразу вжился в роль и решил играть по-настоящему, с полным погружением и отдачей. Уже около подъезда выяснилось, что с нашей коляской что-то не так, она постоянно норовила поехать влево, поэтому основная нагрузка приходилась на левую руку. Выехав со двора, я столкнулся с первым препятствием в виде отсутствия удобных тротуаров, поэтому поехал по дороге. Водители смущённо обруливали меня, при этом чувствовал я себя кеглей на самом краю дорожки. Не без помощи моей команды поддержки перебрался через первый невысокий бордюр.

Чтобы понять, насколько трудно передвигаться на коляске, представьте, что вы отжимаетесь, и каждое отжимание толкает вас вперёд на 1,5-2 метра, и это работает только на ровной поверхности. При подъёме в гору вашего отжимания может вообще не хватить. Отжиматься мы все в той или иной степени умеем и привыкли, но когда ты на коляске, работают мышцы, о которых всю предыдущую жизнь даже не догадывался. Усталость пришла ко мне уже через метров пятьсот пути.

Я попробовал спуститься с улицы Серышева на Амурский бульвар. Тормозов у коляски нет, есть только стоперы, которые блокируют её на месте, но и они не работали, видимо, меня судьба решила проверить во всевозможных условиях. Для того, чтобы не разогнаться и не поцарапать припаркованные иномарки, приходилось отчаянно цепляться пальцами за обод. Итогом спуска стали протёртые перчатки и покрасневшие ладони.

Спустившись на бульвар и пристроившись в правый ряд, я уткнулся в трамвайные рельсы. Тут перед нами стояло сразу две задачи: перебраться самостоятельно и повторить трюк с помощью прохожих, если найдутся желающие. Чтобы перебросить коляску через рельс, приходилось с силой толкать её вперёд – передние колеса поднимались вверх, а опускались уже на той стороне. Спасибо моему экстремальному прошлому, у совсем неподготовленного человека вряд ли что-то получилось бы.

Вернувшись таким же образом обратно, я стал ждать помощи. Помощь пробегала мимо в сапогах и лёгком пальто. Девушка предложила переправить меня на ту сторону дороги и, не дожидаясь ответа, принялась толкать меня. Было странно ощущать себя не спасающим «даму в беде», а наоборот, в роли нуждающегося. Так или иначе, с её усилиями мы преодолели этот путь куда быстрее, чем я делал это в одиночку.

Всем участникам эксперимента по странному стечению обстоятельств нужно было в «Сбербанк» по очень важным делам, и мы решили не откладывать этот крестовый поход, а заодно и проверить клиентоориентированность сего заведения. У отделения на центральном рынке есть пандус, довольно неплохой и достаточно пологий. По крайней мере, мне так всегда казалось. Раньше. Попробовав по нему подняться, я столкнулся с тем, что колёса просто проскальзывают по бетону, а я остаюсь на месте. Кое-как, используя всю силу рук, я оказался у дверей с зелёным логотипом. Команда «Пространства» зашла внутрь, а я остался снаружи, смотреть на них через витрину грустными глазками оставленной у дверей собаки. Потом, правда, мой взгляд упал на брендированную кнопку вызова помощи для инвалидов. На вызов вышла тоже брендированная девушка, открыла дверь, и так мы и смотрели друг на друга несколько нелепых мгновений: она ждала, когда я заеду, а я думал, как буду перепрыгивать эти пороги и помещусь ли вообще в дверной проём. Позади уже топтались люди, которые стали помогать мне без каких-либо просьб. Внутри я вполне удачно воспользовался банкоматом, дотянувшись до всех кнопок, а милые девушки постоянно предлагали мне помощь.

Следующая цель – подняться на площадь Ленина. Трудности возникли почти сразу: все мыслимые и немыслимые силы покинули меня, хотя поднялся я всего метров на пятьдесят. Поэтому, когда голос с восточным акцентом спросил, справлюсь ли я, с тройным усердием отрицательно замотал головой. Этот дяденька оттолкал меня до пересечения Ким Ю Чена и Пушкина. Затем мы с группой поддержки поупражнялись в преодолении перекрёстка на площади, меня сфотографировали в аллейке, заставили скатиться по пандусу перед MaxModa и даже накормили. Потом нужно было преодолеть пандус на парке Гайдара, с чем я очень лихо справился (надо сказать, что это был вообще единственный пандус, на который мне удалось самостоятельно взобраться). Хотя и у него были свои минусы: ширина сооружения не оставляет места для манёвров, и я со своей, вечно норовящей уехать налево коляской, чуть не застрял.

С горем пополам (и с уже отваливающимися руками) я доехал до железнодорожного техникума. Помните ту лестницу на Дикопольцева около общежития, по пути в «Ложку»? Даже имея хорошо работающие ноги, там приходится быть очень аккуратным. Естественно, когда я пробовал проехать эти противотанковые рвы, упал очень больно и вообще некрасиво (хотя в фильмах все с колясок падают как-то выразительно, что ли). Второе, более эпичное падение, ждало меня около American Coffee. Там опять же из-за узкого пандуса я ударился о стену, и это было вдвойне некрасиво и очень обидно. После этого пришлось заканчивать эксперимент, так как в ближайшем будущем маячила угроза лишиться из-за холода стоп. Когда не пользуешься ногами, они дико замерзают.

Теперь могу с грустью констатировать: наш город не приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Вообще. Ни в каком виде. У человека на коляске нет ни одного шанса, что он сможет самостоятельно съездить в больницу или магазин без приключений. Даже трёхсантиметровый бордюр является непреодолимым препятствием для колясочника, если он не чемпион по триалу. И это мы ещё не были в других районах города. Не буду делать никаких выводов о том, кто должен изменить ситуацию, но если увидите таких людей, обратите их внимание на наш эксперимент или предложите самим испытать его.

Видео с самыми яркими моментами эксперимента:

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: