Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Новичок проекта
13.06.2016
1324
Люди

Без слов: о детях, которые не слышат

Маша хотела написать о своём опыте работы вожатой у слабослышащих детей, но мы заставили её провести целое исследование. В этой статье она расскажет о матери глухой девушки, которая 25 лет помогает людям, об организации, в которой можно выучить язык жестов, и о детях, чьи улыбки говорят громче любых слов. На гифках дети из общественной организации «Аридонс» показывают фразы на языке жестов, которые могут пригодиться летом в городе, попробуйте прочитать их.

Началось с того, что я поехала на смену в «Созвездие», где уже два года регулярно подрабатываю вожатой. О том, что эта смена будет совершенно не похожей на другие, я знала заранее. Ко мне в отряд спешили 15 слабослышащих детей, чьи мечты мне предстояло исполнять на протяжении двух недель.

В самом начале смены я поделилась с детьми, что очень хочу научиться говорить на жестовом языке. Тогда ребята рассказали, что за две недели они научат меня азам, а если я захочу продолжать заниматься и после, это можно сделать в организации «Аридонс», которая помогает семьям, в которых воспитываются дети с инвалидностью по слуху.

– Как тебя зовут?

Эля Мартынова
менеджер социальных проектов в организации «Аридонс»

В этом году мы будем праздновать двадцатипятилетие. Сейчас мы одна из самых старых некоммерческих организаций в городе, которая до сих пор держится на плаву.

Мы проводим комплексное сопровождение детей чуть ли не с рождения. Очень часто родители до 3-4, а иногда даже до пяти лет не осознают, что ребёнок глухой. Он просто не говорит. И это первое, с чем к нам обращаются родители. При этом мы занимаемся не только с теми детьми, у которых есть нарушение слуха, но и с теми, у кого глухими являются родители. У нас в организации проходят курсы по профориентации для подростков, с обязательным участием сурдопереводчика, а также юриста: дети с инвалидностью должны знать свои права. Приглашаем родителей в помощь детям.

– Как у тебя дела?

Также у нас есть отдельный проект – обучение основам жестовой речи. Если нам удаётся получить грант на этот проект, то занятия проходят абсолютно бесплатно. К нам приходят с разными задачами: кто-то хочет научиться переводить, кому-то необходимо выучить жестовый язык для специальности, другим просто интересно узнать что-то новое. Хотя некоторые не понимают, что язык жестов, как любой иностранный, очень трудно выучить настолько, чтобы и ты понял, и тебя поняли.

В нашей организации работают около 15 волонтёров. Когда мы набираем добровольцев, просим их выделять хотя бы пару часов в неделю, чтобы узнать специфику нашей организации и вырасти компетентным специалистом, стать личностью.

В первые дни работы с детьми я старалась держаться уверенно, хотя внутри частенько возрастала паника. «Как мне себя вести, чтобы им было хорошо?» – раз за разом спрашивала я себя. Но уже совсем скоро освоилась настолько, что совершенно перестала замечать, что эти дети чем-то отличаются от остальных. Они просто немного невнятно говорят, частенько забывают слуховые аппараты на тумбочке и очень любят обниматься. А ещё подшучивать над людьми, которые ещё мало с ними знакомы.

В первый день, когда только знакомилась с ребятами, я пришла в комнату ко взрослым мальчикам и очень громко, почти крича, начала объяснять им, где находится столовая. После моей длинной тирады, Серёжа немного наклонился вперёд и тихо произнёс: «Необязательно так кричать, с аппаратами мы вас слышим».

Вера Николаевна Переверзева
президент общественной организации поддержки и реабилитации детей-инвалидов с нарушением слуха и глухонемых «Аридонс»

Моя дочь потеряла слух из-за антибиотиков, которые ей выписали в 9 месяцев. Тогда глухие дети не были признаны инвалидами, и я была вынуждена отправиться в Москву и Санкт-Петербург, чтобы объединить родительские организации, имеющие подобные проблемы. Вместе с инициативной группой родителей мы попытались решить проблему сообща, и уже через четыре месяца добились своего: инвалидность наших детей признали. Тогда стало понятно, что мы можем очень многое, если будем работать вместе. С этой мыслью в декабре 1991 года создали организацию «Аридонс» в Хабаровске.

– Приятного аппетита

Сейчас моя дочь уже выросла, занимается тем, что ей нравится. Ей уже сорок лет, она – мать здоровых близняшек, которых воспитывает сама.

Я считаю, что самое главное в реабилитации таких детей – семья. Мы до сих пор доказываем, что если родители захотят, они смогут сделать для своих детей абсолютно всё.

Каждый день смены я очень много бегала и суетилась, потому что пыталась стать для этих детей максимально полезной. Как только у меня это получалось, сразу же становилось легко и спокойно. 

У меня даже не было необходимости придумывать, чем их занять, потому что их интересы бесчисленны. Пока у нас есть свободное время, девочки повторяют жестовое пение, мальчики плетут макраме. Младшие носятся по коридорам, и я прижимаю оттопыренные большие пальцы к животу: «Не балуйтесь!»

«Им же можно будет показать свои танцы на сцене? Мы и костюмы из интерната привезли», – интересуется у меня воспитательница, сопровождающая ребят в поездке. «Нужно!» - не задумываясь, отвечаю я.

Вера Евгеньевна Джуманова
директор школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей

С «Аридонс» нас связывает не только давняя дружба, но и совместная проектная деятельность. Уже третья группа наших воспитанников является участниками социального проекта «Путь к успеху». Раз в неделю ребята с воспитателями выезжают в «Аридонс», где с ними проводят занятия Вера Николаевна, квалифицированный сурдопереводчик, педагог-психолог и юрист.

– Привет, что делаешь?

Занятия нужны, чтобы расширить мировоззрение ребят, познакомить их с различными профессиями, привить умения соотносить свои способности с требованиями профессии. В этот раз мы набрали в группу учеников 7-9 классов, которым реально можно помочь с профессиональным выбором. Дети-инвалиды должны объективно оценивать свои возможности и ставить перед собой достижимые цели.

Уже к середине смены я поняла, насколько сильно ребята отличаются друг от друга. Ксюша – красавица с голубыми глазами, которой в пору работать моделью для детских каталогов. Эльдар – 13-летний джентельмен, который всегда помогает надеть девушкам пальто и тщательно следит за порядком в своей комнате. Слава – уже почти мужчина, который никогда не упускает возможность поделиться своим мнением по поводу той или иной проблемы.

Как характеры, отличаются и степени их заболеваний. Серёжа хорошо слышит в аппарате, даже если говорить негромко, Лёша отлично понимает жесты, а Лиза лучше всех читает по губам.

Слава Богаченко
16 лет, участник проекта «Путь к успеху»

На занятиях в «Аридонсе» нам рассказывают, какую профессию можно выбрать людям с ограниченными возможностями здоровья. У меня нарушение слуха и ДЦП, я не могу стать архитектором, хотя мечтал об этой профессии. Даже немного расстроился, когда узнал, что меня не возьмут учиться. Но мне сказали, что я могу получить профессию программиста, это хорошо. Другим ребятам тоже объясняют, какие профессии им подходят, а какие нет.

– На улице очень жарко

Как это обычно и бывает в лагерях, одному из старших мальчиков понравилась девочка из другого отряда. Он очень стеснялся к ней подойти, потому что не смог бы ей ничего сказать. Я предложила написать ей записку. Коллективным трудом мы нарисовали мальчика и девочку, держащихся за руки, воздушные шарики и цветочки, а ниже подписали: «У тебя очень красивая улыбка. Улыбайся чаще, и я буду рад».

Я пообещала ему, что передам записку лично в руки. За ужином, отыскала её и сказала: «Это тебе от самого крутого парня из моего отряда». Девочки за столом сразу зашушукались. Вечером того же дня, этот мальчик рассказал мне, что решился подойти к ней на дискотеке. К сожалению, мальчик из её отряда оказался решительнее и подошёл к ней ещё в первый день смены. C'est la vie.

Толя Ващенко
18 лет, участник проекта «Путь к успеху»

Я всегда участвую в разных мероприятиях, организованных «Аридонс»: кинофестиваль «Кино без барьеров», празднование «Международного дня глухих». Там я показываю слышащим людям язык жестов, знакомлюсь и сам узнаю что-то новое.

– Я тебя люблю

Раньше я посещал в «Аридонсе» занятия по профориентации. Начал обучаться в Детской студии телевидения операторскому искусству и фотографии. Меня даже пригласили на стажировку в Медиацентр лагеря «Созвездие». 

К концу смены я уже уверенно общалась на жестовом языке. По крайней мере, объяснить что-то ребятам я могла легко, хоть иногда и выдумывала жесты, которых не знала. Но их понять мне все равно никак не удавалось, уж слишком быстро они чертили руками в воздухе. Даже пользовались моим незнанием и, замышляя очередную детскую шалость, обменивались жестами, которых мне до этого не показывали, а потом ехидно улыбались своей вожатой.

Но кое-что из того, о чем не расскажут ни на одном занятии по жестовой речи, мне удалось узнать. Никогда не стучите сжатым кулаком по кончику носа перед слабослышащими, иначе велика вероятность отхватить за нецензурную брань! 

Серёжа Пюкшин
14 лет, участник проекта «Путь к успеху»

На занятиях, нас учат, как правильно написать заявление о приёме на работу, как заполнить анкету, а также знакомят с нашими правами и обязанностями.

Да, я не буду летчиком, как папа. Или полицейским, или военным. Зато смогу стать программистом или лаборантом, строителем или механиком. Выбор есть, и я уверен, что сделаю правильный.

– Хабаровск – самый лучший город

Во всём лагере не осталось равнодушных ко всему, что делал наш отряд «1000 журавлей». Никакого дискомфорта, барьеров и смущения. Мы дружили со всем лагерем, и нас всегда радушно встречали в других корпусах.

Ближе к концу смены к моей напарнице подошёл взрослый паренёк из старшего отряда и протянул ей в руку свернутые купюры. «Вот, мы тут с ребятами насобирали. Устройте вашим детям чаепитие», – смущённо сказал он. Всех вожатых это очень умилило, но мы настояли на том, чтобы они сами принесли в отряд сладости и съели их все вместе.

«А что это означает?» – шёпотом поинтересовалась у меня наша гостья, кивком указывая на уплетающих сладости ребят.

«Они говорят вам, что в следующий раз конфеты с них». 

Нина Ефремова
студентка ПИ ТОГУ кафедра логопедии и олигофренопедагогики, участница проекта «Слово в твоих руках», реализованного организацией «Аридонс»

Я ходила на курсы обучения основам жестовой речи для того, чтобы в будущем использовать её в работе, научиться понимать и общаться с людьми с нарушением слуха. Мы изучали общеупотребительные слова, которые точно пригодятся. Эти знания действительно меня выручают.

– Хватит работать, пошли танцевать

Несколько раз мне выпадала возможность помочь слабослышащим людям. Совсем недавно я ехала в автобусе, в который вошла женщина. Она невнятно говорила, пыталась что-то объяснить водителю маршрутки. Я поняла, что она не знала, где ей выходить, поэтому решила помочь. После этого мы всю дорогу разговаривали. 

На закрытии смены нам с напарницами захотелось сделать какой-нибудь сюрприз для наших детей. Мы решили исполнить жестовое пение. Незаметно узнали у ребят слова, которые не успели выучить за две недели и репетировали до автоматизма два дня подряд, пока они спали. Перед выступлением мы поблагодарили их за то, что научили нас не только говорить без слов, но и улыбаться без особых причин.

Круг двумя руками на уровне живота, ладонью в зал, пальцы к губам, а потом к сердцу: «Мы вас любим!».

– Будь всегда счастлив

• В Хабаровском крае более 480 детей с нарушением слуха, а молодёжи – 893 человека.
• Организация «Аридонс» на протяжении 24 лет не имеет бюджетного финансирования и существует за счёт привлечённых средств от грантовой деятельности.
• В 2005 году «Аридонс» стал инициатором создания коалиции общественного движения «Мы – вместе!», объединив 16 детско-молодёжных и инвалидных организаций.
• Фестиваль «Кино без барьеров» проводится в Хабаровске с 2009 года.

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: