Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Новичок проекта
15.01.2018
1322
Интервью

Кто такой: почему Алексей Харин пишет рецензии на фильмы в @prokhv?

Начинающий режиссёр рассказал о том, как из военного контрразведчика он стал видеографом и киноблогером. Где учиться кинематографу, почему судить о фильмах могут не все и что делать с плохими комментариями

Алексей Харин

видеограф, рекламный режиссёр

Дважды занимал I место с фильмами для компании «Связной» на «ТОП-500» в Москве, I место на премии WOW AWARDS в Москве за лучший региональный проект года. Снял десятки рекламных фильмов и роликов.

Денис: Алексей, расскажи о себе, чем ты занимался до того, как стал видеографом?

Алексей: Я родился в Хабаровске и здесь же окончил школу. Мой дядя — пограничник, поэтому всё детство меня окружали военные. Можно сказать, на тот момент моя судьба была уже предрешена и меня целенаправленно готовили к поступлению в Хабаровский пограничный институт. На тот момент я ещё серьезно не думал над тем, кем хочу быть.

Ближе к выпуску стал понимать, что военная служба — не то, чем я хотел бы заниматься всю жизнь. Наверное, первым звоночком для меня стал фильм Даррена Аронофски «Реквием по мечте»: в это время я как раз начал увлекаться книгами Ницше и  переосмыслять себя, свою жизнь и жизненные ценности. Стал смотреть на многие вещи по-другому.

В этот переломный для себя период я решил пересмотреть «Реквием по мечте», который для меня был просто «фильмом про наркоманов», и воспринял его совершенно по-другому. Я начал разбираться в нём и чем больше узнавал, тем больше удивлялся, как много слоёв и смыслов может таить в себе кино. Только после этого заметил, что хотя фильм и про наркотики, в нем никто не произносит этого слова, что управляющая идея фильма — не наркомания, а одержимость. Так я открыл для себя силу искусства и кинематографа, так в моей голове впервые зародилось желание быть причастным к этому.

Потом был выпуск, военная служба, не особо приятный период увольнения, опыт работы в банке и поиск себя. Я познакомился с Антоном Ольшевским, и мы основали студию Tony Lapron Films, где создавали рекламные ролики и снимали свадьбы.

Денис: Подожди, а как так получилось, что ты из кадрового военного переквалифицировался в видеографа?

Алексей: На самом деле, я не сразу взял в руки видеокамеру, далеко не сразу… В начале своей работы в Tony Lapron Films я работал продюсером, находил клиентов, придумывал рекламные акции, заключал договоры и т. д. Дела у нас шли очень неплохо: было много свадебных заказов и рекламных проектов.

Вспоминая то время, я вообще не понимаю, как люди с нами работали. На тот момент у нас практически не было опыта съемки, наш оператор Дима Смирнов делал свои первые шаги в освоении этого искусства… Бывало, что по запарке мы могли «закосячить» настройки камеры, забыв подстраивать баланс белого, а потом на стадии монтажа хвататься за голову.

Но самой большой проблемой стало количество заказов. Вернее, отсутствие производственных мощностей, чтобы выполнить все наши обязательства. Сложилась очень неприятная ситуация: мы не успевали монтировать свадебные фильмы. В это нелёгкое для нашей студии время от нас уходит единственный монтажёр, и мне приходится учиться монтировать самому. Аврал был полный, мы не успевали сделать один фильм, а нам нужно было уже отдавать другой. Зачастую в день мы снимали по две свадьбы. Было необходимо расширять штат. Именно из-за этого я и начал принимать участие в съемках, учиться снимать. Со временем понял, что больше не хочу заниматься «бизнесом», а хочу развиваться исключительно как творческая единица.

Денис: А как ты учился снимать? Ты ходил на курсы, что-то смотрел в интернете или, может, куда-то ездил?

Алексей: Я — самоучка и раньше переживал, что не имею высшего образования в области искусств. Но, изучая кинематограф и биографии режиссёров, понял, что это не проблема и многие из них самоучки. Я стал читать все статьи о своих кумирах и учиться у них. Изучал книги, о которых они говорят, смотрел фильмы и уделял внимание тем темам, которые они считают необходимыми.

Так, у Нолана я узнал о том, что он работает с актёрами, прочитав всего одну книгу Станиславского «Работа актёра над собой». Метрика, которую Станиславский разработал для актёрской игры и в целом для театра, увлекла меня и переключила на других авторов. На одной из лекций Даррена Аронофски я услышал, что его любимая книга о сценарном мастерстве — это «Путешествие писателя».

Я регулярно покупаю различные курсы и семинары интересующих меня режиссёров и операторов, буквально каждый день смотрю лекции или читаю статьи и книги на тему искусства. Увлекаюсь фотографией, музыкой, общаюсь с музыкантами и художниками. Даже пошёл на курсы рисования, чтобы лучше переносить образы из головы сперва на бумагу, а затем на камеру. Два года назад приучил себя каждый день читать одну статью об искусстве на Википедии, о чем бы именно она не была: о творчестве, о воображении, о литературе, о художественном стиле и т. п.

Кстати, через два месяца у меня начинается обучающий онлайн курс из 20 занятий с Мартином Скорсезе по кинематографу. Я полностью погрузился в изучение этой темы, и это все, что меня волнует уже несколько лет. Конечно же, все получаемое мы стараемся применять в рекламных и даже свадебных съёмках, как можно больше путешествовать, снимать, делать более художественные ролики.

Харин советует почитать

«Кино между адом и раем», Александр Митта

Очень уважаемый драматург, руководитель киношколы. Среди его воспитанников — один из самых востребованных режиссёров нашего времени Николай Лебедев («Легенда 17», «Экипаж»). Книга простым языком раскладывает кино на все составляющие элементы и объясняет, что и как должно работать на экране, чтобы называться хорошим фильмом.

«История на миллион долларов», Роберт Макки

Пожалуй, самая популярная книга по сценарному мастерству. Будет интересна всем, кто увлекается кино и мечтает попробовать себя в роли автора собственных историй.

Денис: Расскажи, какие режиссёры стали для тебя источником вдохновения?  

Алексей: Для меня это в первую очередь Кристофер Нолан. Он снимает интеллектуальное, философское и довольно глубокомысленное кино. Но главное, у него получаются очень успешные и понятные каждому картины.

Терри Гиллиам. Он — полная противоположность Нолану. Его картины — это какой-то психоделический трип. Он снимает гротескные антиутопии, которые мало кто смотрит. Несмотря на это, у Гилиама свой уникальный взгляд на жизнь и режиссуру и очень крутой визуальный стиль.

Даррен Аронофски. Начиная с 1997 года, он снял всего шесть фильмов. Его картины можно любить, можно ненавидеть, но остаться к ним равнодушным сложно. Он — уникальный режиссёр, ты никогда не сможешь предсказать, что будет ждать тебя в его ленте. Даррен Аронофски обязательно тебя чем-нибудь шокирует.

Уэс Андерсон. Режиссёр, который рассказывает истории неповторимым, литературным способом. Его герои почти никогда не переодеваются в течение фильма, даже если речь идёт об отсылках к детству. Картины всегда яркие, немного абсурдные, но очень стильные и тонкие.

Питер Уир. Уверен, многие смогут внести в золотой список своих любимых фильмов несколько его картин. Причём как снятых уже давно, так и относительно недавних.

Денис: Можешь назвать свои самые любимые картины этих режиссёров?

Алексей: «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Каждый раз пересматривая эту ленту, я не устаю восхищаться талантом создателей. Как всё стоит на своих местах, какая там гармония. И главное, как можно создать гармонию под такую эпичную музыку? Как можно настолько тонко поднять все эти темы, касательно веры, любви, времени, судьбы человечества в научно-фантастическом кино про космос и другие измерения?  

«Теорема Зеро» Терри Гиллиама. Фильм, который хочет, чтобы ты поломал голову в поисках ускользающих в жизни смыслов. Чтобы ты разгадывал теорему абсолютного нуля и понял, что бессмысленно доказывать то, что всё бессмысленно. Думаю, что в каждом фильме этого автора прослеживается нечто подобное.

«Реквием по мечте» Даррена Аронофски. Аудиовизуальный шедевр, который не отпускает тебя до самых финальных титров.  Фильм о том, как близко мы ходим по краю, за которым перестаем быть человеком и теряем все, о чем мечтаем. Очень сильная картина.   

«Королевство полной луны» Уэса Андерсена. Одна из самых творческих картин, которую я видел. История большой любви, рассказанная через детскую призму восприятия действительности. Реальность фильма и «нормальность» всех её героев совсем не похожа на нашу, но тем не менее вполне реальна и нормальна. Очень ярко и тонко.

«Шоу Трумана» Питера Уира. Фильм о том, что мы принимаем реальность такой, какой нам её преподносят. Фильм, расширяющий сознание, в принципе, как и все перечисленные мною работы.

Денис: А что для тебя важнее в фильме: красивая картинка или интересный сюжет?  

Алексей: Я не могу выделить что-то одно, кино по своей сути — это синтез четырёх искусств: литература, театр, музыка и живопись. Меня привлекают картины, где авторы заморочились и нашли какие-то необычные творческие решения, чтобы сделать фильм уникальным.

Мне очень нравится итальянское кино, из последнего увиденного могу посоветовать фильм Паоло Соррентино «Великая красота». В нём каждый кадр, как произведение искусства: можно в любом месте поставить паузу и убедиться в этом. И мало того, что он интересно снят, его интересно и легко смотреть. Несмотря на свою лёгкую и молодёжную атмосферу, он не боится рассуждать на серьёзные  философские темы.

Для меня важна хорошая история, которую смогли интересно рассказать. Именно это и делает хороший фильм хорошим.

Денис: Расскажи, как ты начал писать кинорецензии в «Пространство Хабаровск»? До этого ты писал кинообзоры в своём профиле?

Алексей: На самом деле, я очень люблю писать и, наверное, даже больше, чем снимать. Периодически сочиняю рассказы, иногда эссе, но пишу для себя, «в стол», чем-то делюсь в Инстаграме.

Начав снимать, я стал изучать режиссуру, актёрское мастерство, общаться с людьми, причастными к кинематографу. Чем больше узнавал, тем сильнее менялось моё восприятие: я стал не просто смотреть кино, а вникать в то, как вообще делается фильм и кто за этим стоит.

Мыслей становилось всё больше и хотелось ими поделиться. Я стал писать и выкладывать свои рецензии в Инстаграме, а спустя какое-то время со мной связались представители кинотеатра «Премьер» с предложением начать писать рецензии для них. С ними я сотрудничал несколько месяцев, потом Сергей Хволынский предложил писать кинорецензии для «Пространства». И я, недолго думая, согласился: всё-таки охват аудитории стал шире и мои рецензии стало читать больше людей. С тех пор каждую неделю я делюсь своим мнением с читателями «Пространства». Все отзывы можно найти по хэштегу #харинproкино.

Харин советует посмотреть

«Крёстный отец», 1972 г.

Фильм, который никогда не выйдет из моды. 11 номинаций на Оскар, 4 из них — за лучшую мужскую роль второго плана. 3 часа на одном дыхании.

«Шоу Трумана», 1998 г.

История фильма балансирует на грани реальности и иллюзии главного героя. Лучше всего картину описывает фраза, с которой начинается фильм: «Мы принимаем реальность такой, какой нам ее преподносят». Этим фильмом Джим Керри доказал всему миру талант драматического актёра.

Денис: А какой фильм стал для тебя первым? Когда ты решил первый раз опубликовать рецензию и понял, что вообще можешь оценивать кино?

Алексей: «Интерстеллар» был первым фильмом, о котором мне не только хотелось рассказать, но и было что рассказать. Меня тогда в нем сильно много вещей зацепило... Например, то, как цвет одежды героев отражает их противостояние в вере. Мёрф говорит о призраках и носит синий цвет, олицетворяющий с древних времён нечто космическое, связанное с верой. Купер носит исключительно коричневое, отражающее «земное начало» и верит только в объяснимое. Когда он бросает дочь и улетает, то она носит его коричневую куртку до тех пор, пока не находит в себе силы поверить в невозможное. Она доказывает теорему и со словом «эврика» скидывает коричневую куртку и какие-то бумаги. На ней снова синяя рубашка.

Кроме того, фильм отражает некую зацикленность происходящего, которая кроется даже в имени Мёрф (закон Мёрфи: происходит только то, что должно произойти). Мёрф обречена спасти человечество в будущем, только потому, что в её прошлом это уже произошло. И вера — это единственное, что может встать у неё на пути.

Эта картина, как слоеный пирог: её было очень интересно разбирать и рассматривать, из чего она сделана. Слоёв оказалось так много, что я захотел поделиться некоторыми мыслями с окружающими.

Денис: Кстати, как ты относишься к критике? В комментариях к твоим рецензиям всегда идёт бурное обсуждение, и далеко не все довольны твоей позицией.

Алексей: Тут нужно понимать, что у каждого человека есть своё мнение. Я своё строю на основании моего опыта и знаний в области кинематографа и могу сказать, почему этот сценарий или персонаж прописан хорошо, а этот плохо или заметить, что в фильме нет интересных творческих решений и т. д. Для меня это очевидно.

Я понимаю, что ещё лет восемь назад тоже не обратил бы на такие моменты внимание и, возможно, моя реакция была бы такой же. Но сейчас я стал немного больше разбираться в кинематографе и не замечать такие моменты уже не могу. Поэтому спорить и доказывать что-то не вижу смысла, и критику такого рода не воспринимаю.

Кстати, заметил, что больше всего критике подвергаются мои отрицательные рецензии, которых гораздо меньше. Но в комментариях я всегда пытаюсь до конца объяснить и обосновать свою точку зрения. Иногда я вижу, что спорить и даже отвечать бесполезно, но продолжаю это делать, потому что знаю, что комментарии прочитают другие люди, которые сделают правильные выводы и, возможно, вникнут в суть написанного.

«Интерстеллар», 2014 г.

Называю этот фильм многослойным пирогом с начинкой из расширенного сознания, в котором умещаются вся философия, религия, мировоззрение и таланты Кристофера Нолана. Редкий пример, когда невероятно эпохальная музыка на 100% оправдывается происходящим на экране.

«Человек на Луне», 1999 г.

Фильм-биография, основанный на жизни одного из самых загадочных и неоднозначных комиков 20 века Энди Кауфмана. Говорят, Джим Керри исполнил Кауфмана лучше самого Кауфмана. Второй подряд «Золотой глобус» Керри.

«Форрест Гамп», 1994 г.

История, которая никогда никого не оставит равнодушным. 13 номинаций на Оскар и один из самых очаровательных и интересных персонажей в истории кино.

Денис: Как долго ты пишешь одну рецензию?

Алексей: Я люблю писать, когда у меня в голове ещё свежи эмоции от просмотра. На любой фильм я иду уже подготовленным: узнаю, кто режиссёр и что он снял, кто сценарист, есть ли композитор у картины, и уже делаю первые выводы, что можно ожидать от картины. Иногда что-то помечаю во время просмотра, что-то додумываю уже вечером в процессе написания. По времени у меня это занимает около часа, т. е. если я с утра иду на фильм, то, как правило, вечером рецензия будет готова.

Денис: Есть фильм, который было оценивать тяжелее всего и почему? И какой рецензией гордишься больше всего?

Алексей: На самом деле, писать рецензии для городского паблика — это само по себе не просто. Ограниченное количество символов, за которое надо успеть донести основные мысли, понятные широкой аудитории, и не скатиться при этом к общим фразам. Успеть указать на что-то интересное или объяснить, почему фильм слаб.  Но сложнее всего было оценивать «Мама!» Даррена Аронофски. Это очень непростой фильм, но очень интересный и субъективный. Я удивился, как такой артхаус пустили на большой экран. Его было очень тяжело смотреть: он настолько остро вызывает чувство клаустрофобии, что хочется выйти из кинотеатра. Когда я писал материал, то старался быть максимально объективным и описать только общую концепцию картины. Поэтому рецензия на него для меня и самая любимая, и самая сложная.

Денис: Как ты считаешь, писать кинорецензии может каждый или есть какой-то порог вхождения?

Алексей: Безусловно, нужно хоть немного разбираться, знать элементарную метрику оценки кино. Нужно понимать, что такое сценарий и как он пишется, прочитать хотя бы одну книжку по сценарному мастерству. Ну, а вообще, если любишь кинематограф, то невольно стараешься в нём лучше разбираться. Чем больше фильмов ты смотришь, тем проще находить в них что-то по-настоящему интересное или, наоборот, банальное.

Денис: Какой фильм в этом году ты ждал или ещё ждешь больше всего?

Алексей: Я очень ждал «Дюнкерк» Кристофера Нолана и «Мама!» Даррена Аронофски. Наверное, даже не один год, и эти картины меня не разочаровали, а приятно удивили. Ещё я ждал «Оно» Андреса Мушьетти, но тут я больше купился на рекламу и этот фильм меня, скорее, разочаровал.

Денис: Можешь назвать фильм, который стал для тебя открытием в этом году? Не обязательно новый.

Алексей: Мне очень понравился «Синг Стрит» ирландского режиссёра Джона Карни. Он очень стильно и качественно сделан, такое чисто европейское кино со своим шармом.   

Но сильнее всего меня впечатлил «Таксист» Мартина Скорсезе 1976 года. Есть грань, за которой герой становится злодеем, а добро превращается в зло. Этот фильм и его герой балансируют на этой грани так тонко, что до самого конца непонятно, в какую сторону он в итоге шагнёт.

Денис: Я слышал, что ты хочешь снять собственный фильм. О чём он будет? Есть какая-то причина, почему ты его ещё не снял?

Алексей: Конечно хочу. Как же я стану режиссёром, если не сниму свой фильм? Причин много: от банальной лени до творческой неуверенности. Я идеалист и сильно переживаю за результат. Даже короткометражный фильм должен быть настоящим фильмом, а не попыткой. Это очень, серьёзный процесс, до которого надо дорасти. Но практиковаться, безусловно, нужно.

Наверное, главная причина в том, что я ещё не нашёл ту самую историю, о которой мне бы действительно хотелось рассказать. Но я постоянно ищу, о чём-то думаю, накидываю идеи, небольшие сценарии и как только почувствую, что нашёл свою историю, начну готовиться к съёмкам. Думаю, читатели «Пространства» узнают об этом одними из первых.

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: