Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Новичок проекта
22.01.2015
4912
Истории домов

Хабаровские истории в трёх домах

За что убили самого успешного хабаровского пивовара начала XX века, почему женскую гимназию называли «коричневой», и сколько раз разрушали железнодорожный вокзал?

Корректор: Юлия Иванова

История №1

Музей археологии: пиво и кровь

Первый владелец двухэтажного кирпичного здания по Тургеневской улице, хабаровский купец второй гильдии, представитель немецкой колонии Бернард Люббен славился на весь город своим пивом. На его заводе близ устья речки Чердымовки (ныне Амурский бульвар) производили пиво марок «Мюнхенское», «Баварское» и «Экспорт и Бок». Если у пивовара были маркетологи, то они знали толк в его продвижении. Реклама хабаровского пива гласила: «на чистоплеменных дрожжах Рижского завода Вальдшлесхен, отличающихся мягкостью и долго не портящихся, из солода самого лучшего качества, приготовленного на собственной солодовне из отборного хлеба последних урожаев». Читая это, можно представить, как простые трудяги хабаровских заводов (в основном специализирующихся на производстве стройматериалов и алкоголя) и рядовые служащие торговых контор после тяжелого трудодня шли в кабак и кричали бармену «Кружку Мюнхенского простому работяге!».

Но тут мы немного отвлеклись от главной темы – истории дома Люббена. А жил он в здании нынешнего Хабаровского музея археологии. В 1900 году Бернард Люббен приобрел на тургеневской улице участок земли и выстроил себе типичный двухэтажный особняк из красного кирпича. Еще через два года в самом расцвете сил, в возрасте 46 лет, он женился на 28-летней хабаровчанке Ольге Ивановой. По этому случаю молодожены закопали близ особняка камень с начертанной на нем датой свадьбы – на память. Так посчитали историки и краеведы, в руки которых попал этот камень после серии ремонтных работ на теплотрассе уже в наши дни.

Люббены были счастливы в браке 17 лет. Их семейное счастье разрушила шайка грабителей в жаркую июльскую ночь 1919 года. В исторических архивах даже сохранились имена преступников: Василий Иванов, Алексей Уласенко и Ленька Молодяк. Убив Бернарда с женой, а также жестоко расправившись с их старой экономкой Елизаветой Гавриловной, они унесли из особняка несколько серебряных ножей и чайных ложек, дамскую сумочку и кошелек с мелочью. Всех троих судили в 1923 году, после чего расстреляли. Чету Люббенов вместе с экономкой похоронили на кладбище у Иннокентьевской церкви. Сегодня на этом месте уже находится роддом, а церковь перестроили до неузнаваемости.

Пивоваренное дело перешло к сыну первой жены Бернарда Александру Михайловичу, но в 1923 году все наследство, доставшееся ему от отчима, конфисковали. А именно: сам особняк, деревянный флигель, трехэтажный пивзавод, конюшню и сарай. Вместо пива на заводе стали варить пролетарский квас, а двухэтажное здание на Тургенева передали управлению дорожно-транспортного отдела ОГПУ. В разные годы здесь располагались квартиры каких-то золотых трестов, чернильные лаборатории, горвоенкоматы с горсоветами и музей комсомольской славы.


История №2

Железнодорожный вокзал: дерево, бетон и камень

Не каждый хабаровчанин, прогуливаясь по Амурскому бульвару и глядя на современный вокзал, может представить себе на его месте небольшой деревянный терем. А ведь именно таким и была станция «Хабаровск» в конце XIX века. В состав той хабаровской станции входили шесть путевых ниток, товарная контора и само здание вокзала. Первый поезд достигнул Хабаровска за двое суток, преодолев расстояние в 772 км. Тогда пассажиры на перроне ожидали поезд, мокнув под дождем.

Городской вокзал представлял собой одноэтажное деревянное здание в псевдорусском стиле, типичном для хабаровской архитектуры. Его фасад украшали резной орнамент и кружевная резьба. Но все это деревянное великолепие было уничтожено огнем японской артиллерии 5 апреля 1920 года. 

Через шесть лет на его месте появился уже белокаменный вокзал все в том же популярном псевдорусском стиле. Глядя на старые фотографии и сравнивая с современными зданиями, удивляешься, как это у архитекторов тех времен хватало терпения придумывать и лепить на фасады различные декоративные элементы. Но, видимо, раньше красота архитекторами ценилась больше, чем экономия. Полностью вокзальный комплекс был построен в 1935 году. Сегодняшние проблемы с функциональностью вокзальных помещений достались нам с тех времен: помещения были слишком малы для обслуживания пассажиров, а пройти к платформам можно было только через железнодорожные пути. Проблему реконструкции вокзала не могли решить почти 30 лет. Возможно, столько же лет придется ждать, когда там наконец-то откроются подземные переходы.

В 60-е годы на вокзале начались подрывные работы. Камень был уже не в почете, на смену ему пришли простые формы советского конструктивизма. Вокзал превратился в двухэтажную функциональную коробку из бетона. Тогда же решили проблему и пересечения путей, построив пешеходный переход на пассажирские платформы, который сегодня стал одной из самых больных городских тем (он закрыт). Бетонное детище конструктивизма было хоть и невзрачней, но зато намного вместительней своего предшественника. Многие горожане помнят старый вокзал именно таким, зная белокаменное здание лишь по рассказам своих бабушек и дедушек.

Очередная кардинальная реконструкция вокзала и привокзальной площади выпала уже на наш век, так что каждый хабаровчанин помнит, как расширялась и перестраивалась площадь и как на месте серого бетонного прямоугольного здания появился современный трехэтажный вокзал, чем-то отдаленно напоминающий каменное здание 1926 года постройки.


История №3

Женская гимназия: от «Закона Божьего» до зубов

В центре Хабаровска, на пересечении улиц Муравьева-Амурского и Запарина, затерялось обветшалое здание из красного кирпича, некогда служившее интернатом для иногородних учениц первой хабаровской женской гимназии, строительство которой началось в 1899 году. 

На момент открытия нового каменного двухэтажного здания гимназии в ней числилось 187 учениц, которые до этого занимались в небольшой деревянной школе на месте современного Главпочтамта. Так в Хабаровске начали заниматься образованием женщин, что ранее не котировалось в мещанском военном городке.

На первом этаже нового учебного заведения находились учительская, приемная, физкультурный зал и несколько классов, а также квартира директрисы. Посередине располагался большой актовый зал в два этажа, а в одной из верхних комнат чуть позже обустроили домовую церковь.

Уже 28 мая того же года состоялся первый выпуск. Выпускницы после обучения «Закону Божьему», русскому языку, арифметике и географии свободно разговаривали по-французски и довольно неплохо понимали английский и немецкий языки.

Еще через несколько лет у гимназии появилась пристройка – интернат для иногородних учениц. Многие из них были дочерьми служащих войск Приамурского военного округа, и у них не было возможности учиться по месту службы родителей. Новая каменная пристройка на 100 мест разместилась на пересечении улиц Муравьева-Амурского и Барабашевской (Запарина). Её сейчас можно увидеть на выходе из «Большого Книжного». Ранее яркое, красного кирпича, здание с затейливой крышей поблекло и потерялось на фоне более высоких соседей «красной линии». 

Во времена революции гимназию переименовали. Название звучало гордо – «Первая Министерская женская гимназия». Но в народе ее все равно называли «коричневой» – по цвету формы гимназисток. Тогда же в моду вошли кружки́ безбожников, так что был упразднен «Закон Божий», и расформирована домовая церковь.

Во время японского артобстрела в апреле 1920 года здесь располагался перевязочный пункт, но с приходом белых войск гимназия возобновила свою работу. В начале 1930-го здание гимназии вовсе было решено отдать под открывающийся в Хабаровске медицинский институт, и уже 26 мая началась надстройка еще двух этажей. Сейчас здесь находится стоматология при ДВГМУ. Каменное здание в два этажа теперь не узнать под слоем бетона и с двумя надстроенными этажами. 

За помощь при создании статьи благодарим хабаровского краеведа Анатолия Жукова.

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: