Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Лида Ващенко
18.10.2016
4503
Безымени

Безымени: кредитный эксперт

Кредитный эксперт анонимно рассказал «Пространству» о том, кому чаще отказывают в кредите, что следует знать, чтобы не выглядеть ослом, и зачем нужна кредитная страховка.

Обучение

Устроиться на должность кредитного эксперта совсем не сложно, здесь не требуется специальное образование, достаточно того, что оно высшее. Но потом своё право на эту должность нужно подтвердить, проходя различные обучения и сдавая аттестации. Я работаю кредитным экспертом уже больше года.

Мне дали материал, который я должен был самостоятельно выучить в течение трёх дней, а это порядка 40 страниц, обучают работе с компьютерной программой, подбору кредитного предложения, ведению отчётности. По ходу работы учишься применять всё это на практике. Информации очень много, есть масса нюансов, нужно быстро ориентироваться в программе и, по возможности, знать предложения конкурирующих с нами банков. Помню, приходилось зубрить материал по пути на работу и с работы, голова ломилась от знаний.

Банк также проводит тренинги по технике продаж: как грамотно разговаривать и предлагать услуги, чтобы услышать положительный ответ. Всё это довольно интересно и полезно знать даже в обычной жизни.

О техниках и методах

Методика «3-х да» (если последовательно задавать клиенту вопросы, с которыми он точно согласится, а затем, пользуясь его настроем, задать ключевой вопрос, то с большой долей вероятности, ответ вновь будет «да»). Метод «зеркало» или «отражение» (перенимая у собеседника мимику, тон и эмоции, ты располагаешь его к себе).

Помню, приходилось зубрить материал по пути на работу и с работы, голова ломилась от знаний

Это, конечно, не все тонкости, но самые интересные и полезные, на мой взгляд. Если следовать этим хитростям, люди и понять не успевают, как на всё соглашаются. В банке людей не обманывают, ведь это уголовно наказуемо, но можно что-то не озвучить или упомянуть вскользь, а лучше применить одну из методик, упомянутых выше.

О тайных покупателях

Проверок много, и проходят они часто. Ты всё время находишься в напряжении, в каждом клиенте пытаешься разглядеть «тайного покупателя». Существует несколько видов проверок, например: «холодная продажа»: тебе звонят по телефону от имени клиента, ты его консультируешь, отвечаешь на вопросы, предлагаешь все имеющиеся в банке услуги. Часто проводится проверка службой безопасности по фальшивым паспортам: приходит подставной клиент с фальшивым документом оформлять заявку — необходимо вычислить подделку и отказать в кредите.

На самом деле, фальшивый паспорт распознать очень сложно, и ты, как правило, проваливаешься на этом. Вообще, у специалистов много информации о том, как распознать фальшивку, есть прибор, где в ультрафиолете можно это увидеть, но многие этим пренебрегают из-за банальной лени или забывчивости. Некоторые, особенно новенькие, считают, что могут определить фальшивку «на глаз», но это не так.

О зарплате

Зарплата строится из официального минимума, порядка 15 000 ₽ (в каждом банке по-своему) и бонусов, которые накапливаются в зависимости от множества показателей: страховок, количества выданных кредитов, общей суммы этих кредитов. Даже просрочка первого платежа клиента сказывается на моей зарплате. Продажа страховок увеличивает зарплату в 2-3 раза, за какую-то страховку начисляют больше бонус, за какую-то меньше. Бывает, что сотрудники навязывают те кредитные продукты, с которых им больше заплатят.

Следует понимать, что многие услуги всё же полезны, главное — уметь в них ориентироваться и пользоваться ими. Некоторые люди ведь даже не понимают, зачем нужен автоплатёж или насколько полезен онлайн-банкинг. А ещё, ни в одном банке не выдадут кредит без страховки, а если настоять на оформлении без страхования, то, скорее всего вам повысят процентную ставку по кредиту.

Я стараюсь найти подход к каждому клиенту. Идти на хитрости, подтасовки данных — это не для меня. Будь честным, и люди к тебе потянутся. Так и есть, у меня много постоянников, некоторые клиенты всегда звонят и советуются, даже когда оформляют покупку в другом банке.

О страховании

Самые популярные страховки: непосредственное страхование банковской карты, страхование жизни клиента и страхование здоровья заёмщика, защита ценных вещей (на которые оформляется кредит) и недобровольная потеря работы.

О том, какое страхование полезно, а какое — просто вымогательство, можно спорить бесконечно. Но вот простой пример: мужчина взял кредит на iPhone, через некоторое время он попал в аварию, сам погиб и телефон вдребезги. У парня осталась пожилая мать — инвалид, которая теперь должна оплачивать этот самый телефон. Если бы данный кредит был застрахован, то платила бы страховая компания или хотя бы возместила большую часть долга.

Следует понимать, что многие услуги всё же полезны, главное — уметь в них ориентироваться и пользоваться ими

Ещё похожий случай: девушка взяла крупную сумму денег, но сильно заболела, легла в больницу и не могла платить. Пока суд да дело, ей накапали не хилые проценты, просрочка, испорченна кредитная история! Ужас, а после больницы с деньгами напряжёнка. Что бы решить эту проблему ей понадобилось не мало сил и, о ирония – здоровья.

Кому отказывают в кредите

На первом этапе я сам делаю вывод о человеке и решаю, стоит ему доверять или нет. Это могут быть как внешние показатели (пропитое лицо или следы приёма наркотиков), так и плохая кредитная история, мизерная зарплата, маленький стаж работы. Некоторые, предоставляют неверные данные, заведомо ложную информацию, завышают доход (порой мы и сами его завышаем при заполнении анкеты клиента, чтобы выше была вероятность положительного ответа). А бывает, что клиент заполняет анкету под чьим-то давлением — это мошенничество, и его сразу видно.

Например: человек нервничает, отвечает невпопад, пришёл не один, и напарник диктует и подсказывает ответы. Часто клиент не может даже ответить, для чего ему нужен кредит — это подозрительно. Вообще, нас учат не судить человека по «одёжке», тут нужно разбираться в психологии. Однажды пришёл мужчина, на вид алкоголик со стажем, а на деле, просто работяга, приехавший с заработков, где провёл полгода, ему немного не хватало денег на крупную покупку. Он потом закрыл кредит досрочно. 

Почему банков не нужно бояться

Банки всегда стараются идти навстречу. Кредитную историю можно восстановить, мало кто об этом знает. Всякое в жизни может случиться, можно сделать реструктуризацию долга (изменение условий погашения кредита, например, уменьшить ежемесячный платёж). Для всего этого нужно перестать бояться, прийти в отделение банка, написать заявление, его рассмотрят, вас проконсультируют и вот — проблема решена.

Никто же вас насильно не заставляет брать путёвку на Бали в кредит или оформлять 4 кредитные карты в разных банках

А бояться нужно, скорее тем, кто просто не хочет разобраться в ситуации. Люди нервничают, сами устраивают скандалы. Порой беспочвенные. Никто же вас насильно не заставляет брать путёвку на Бали в кредит или оформлять 4 кредитные карты в разных банках. Все идут на это сознательно, в договоре все переплаты указаны.

Советы, как не выглядеть ослом

  1. Внимательно читать договор, особенно то, что написано мелким шрифтом, ведь там, как правило, сказано самое важное.
  2. Внимательно слушать кредитного эксперта, если что-то непонятно, лучше переспросить.
  3. Не бояться новых услуг и не бояться ими пользоваться. Часто, когда пытаешься разъяснить пользу того или иного продукта, клиенты воспринимают это в штыки, а на деле это может значительно облегчить им жизнь. С другой стороны, наш народ так напуган, везде подозревает угрозу, что сам и привлекает её. Бывали случаи, когда клиенты на простое «давайте расскажу, как это действует» плевались ядом, но через некоторое время возвращались в банк с просьбой разъяснить, «как это работает».
  4. Отвечайте на звонки из банка, даже если это по поводу долга. Вам могут дать отсрочку платежа, зафиксировать обещание, сказать, какую сумму необходимо внести с учётом пени. Или лучше, чтобы вам названивали каждый день, каждые 30 минут, а вы вздрагивали и боялись посмотреть на экран?

Если человек внимателен, образован и знает, чего хочет, он уж точно не даст выставить себя ослом. 

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: Вконтакте, Facebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: