Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Новичок проекта
20.01.2017
2074
Люди

Concrete Jungle: архитектурное бюро из Владивостока

Это история про двух ребят из Владивостока, которые сначала рисовали краской на стенах, а затем — создали самое модное арх-бюро в городе, не потеряв при этом тяги к искусству и панк-рока в сердце. Феликс Машков, сооснователь Concrete Jungle, говорит, что они «вертикально интегрированная компания», потому что могут не только спроектировать объект, но и построить его. В команде из 25 человек есть не только архитекторы и дизайнеры, но и инженеры, деревообработчики, специалисты по станкам с ЧПУ и люди других более узких профессий.

Владивосток — особенный город: дальний форпост и оживлённый порт развивался немного в отрыве от остальной страны. На его внешний облик повлиял рельеф: город расположен на покрытом сопками полуострове, выступающем в Японское море. Из-за этого Владивосток выглядит хаотично: разбросанные на разной высоте здания, жилые кварталы на склонах, произвольно петляющие дороги. И это всё — на фоне построенных к саммиту АТЭС в 2012 году мостов через бухту Золотой Рог и на остров Русский, огромного кампуса Дальневосточного государственного университета, реконструированных улиц и городских набережных.

Проблем с архитектурой во Владивостоке хватает: точечная застройка, некачественные реставрации и бюрократические проблемы — почти как в любом российском городе. Но есть и особенности. Например — традиции активизма. По словам директора главного Приморского музея имени Арсеньева Виктора Шалая, это специфика владивостокцев: «Им всегда нужно быть моложе, энергичнее, ходить быстро, говорить громко. Больше интересоваться будущим, а не прошлым».

Примерно так и поступает команда владивостокского архитектурного бюро Concrete Jungle. 

Феликс Машков

Либо сделал, либо не показывай

Феликс: Мы с Вадимом Герасименко (сооснователь Concrete Jungle. — Прим. ред.) работаем вместе со второго курса института. Сначала просто рисовали граффити — в рисунках были идеи, но не хватало масштаба. Так мы перешли к оформительству: работали вдвоём принципиально, без помощников, даже большие фасады по 600–800 квадратных метров делали сами. Так было проще соблюсти концепцию. В стрит-арте главное не идея, а результат. Эскизы — ничто, их можно даже никому не показывать. Либо сделал, либо нет. С тех пор живём в той же парадигме — либо сделал, либо не показывай. 

Мы всегда хотели большего, чем просто краска на стенах, и начали осваивать дерево как не самый податливый, но эффектный материал. Тогда же решили, что хотим делать что-то, связанное с архитектурой и общественными пространствами. Во Владивостоке архитектор редко создаёт концепции, ему не очень знакома эта история, а нам опыт работы в искусстве не давал создавать что-то бессмысленное. В искусстве, в отличие от архитектуры, функции нет. Поэтому если нет идеи, то ничего объяснить людям не удастся. Когда мы рисовали, всегда был вопрос: вот у тебя есть стена, но что с ней делать? Что на ней рассказывать?

Я и Вадим — команда, поэтому у нас не получилось обычное бюро, где чертят проекты и разрабатывают концепции. Я — профессиональный архитектор, он — дизайнер, художник. Мы всегда ищем баланс интересов, чтобы оба могли реализоваться полностью. В этом плане своё производство подходило идеально — мы оба в нём ничего не понимали. Нашей мастерской уже три с половиной года.

В небольших городах со специалистами и просто, и сложно: их мало, но если есть классная идея, всегда можно забрать к себе лучших из них. Большие архитектурные бюро во Владивостоке ленивые. Они не любят свой продукт — просто делают свою работу, там нет идеи. Мы следим за всеми интересными дизайнерами, архитекторами, проектировщиками и инженерами во Владивостоке и приглашаем к нам. Платим в среднем выше рынка, у нас крутое портфолио, поэтому есть возможность нанимать лучших. На образование не смотрим. У меня, к примеру, диплом есть, но магистратуру я бросил. Важно только портфолио и реальные навыки.

Конверсия в реальность

В регионах нужно создавать что-то материальное. Ты не продашь проект стула — ты продашь стул. Проектирование нам почти не приносит денег — мы всех архитекторов содержим на доходы с производства. В этом много плюсов: у нас есть цех, и мы разбираемся в дизайне, поэтому сразу становимся полезными и удобными для других дизайнеров. Они всегда в поиске производителя, огромная проблема — им негде воплощать свои идеи. Это довольно сложный процесс: дизайнер — это идея и концепция, а производство — воплощение. Часто автор проекта не знает, какая ему нужна толщина дерева, какие использовать крепления: ему всё это неинтересно. А нам очень интересно сделать так, чтобы с точки зрения конструкции всё было правильно.

В нашей работе главное не быть бизнесменом. Предпринимателям не сюда: тут работаешь много, а денег получаешь мало по сравнению со многими другими видами бизнеса. Нам проще: мы всегда болели искусством и поэтому легко воспринимали все сложности. Если ты чувствуешь себя изобретателем, первопроходцем, то заниматься проектированием и одновременно производством — это очень радостно, потому что конверсия в реальность быстрая — сразу видишь, как воплощается то, что ты придумал, не нужно ждать условные десять лет. 

Семь сопок Владивостока

Необычный рельеф — это доминирующая черта в местном градостроительстве. Если смотреть на город ночью сверху, то сопки кажутся чёрными пятнами: весь город освещён, он будто петляет между ними. Из этого родилась идея скульптуры «Семь сопок»: мы взяли эти самые пятна и сделали из них масштабную инфографику. Скульптура представляет собой семь столбов с соответствующей каждой сопке высотой. Расположены они так, как стоят в городе.

Карта сопок Владивостока

Это изначально некоммерческий проект — 390 тысяч рублей мы уже собрали на Boomstarter. Итоговая смета больше, поэтому мы вкладываем ещё и свои деньги. Основная проблема сейчас не в бюджете, а в месте установки — мы бы начали стройку уже в сентябре 2016-го, но есть сложности с документами.

У нас заранее была договорённость с администрацией города о площадке для скульптуры. Это самый центр Владивостока, там просто так ничего не построишь. Это как в двадцати метрах от Красной площади строить. По градостроительному плану оно как раз отведено под малую архитектурную форму. Градостроительный совет проект одобрил, мы им показывали полноразмерные фанерные макеты прямо на месте, потом мэр поддержал. А затем выяснилось, что сложностей там масса: этот участок находится в муниципальной собственности, но при этом сдан в аренду какой-то некоммерческой организации. Последние четыре-пять месяцев процесс получения разрешения на строительство выглядит так: мы пишем письмо, месяц ждём ответ, потом пишем ещё одно.

Скульптуру мы точно построим, но эта заминка с реализацией имеет два эффекта. Негативный — от тех, кто поддержал проект на этапе краудфандинга. Мы ведь обещали, но пока не сделали — люди теряют доверие. И позитивный — пока переносили срок строительства, мы сами профессионально выросли, команда пополнилась специалистами — теперь мы сделаем намного лучше, чем собирались. Думаю, что сможем начать стройку уже весной. Постройка «Семи сопок» будет совершеннолетием Concrete Jungle. Это уже по-взрослому: бетон, центр города, большой общественный проект. Это будет следующая ступень.

Материал проекта института «Стрелка» «Городской Конструктор».

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: