Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Марина Никитина
07.11.2014
3846
Люди

Из первых уст: доставка еды без своей кухни

Как корейцы повлияли на доставку еды в Хабаровске, как у людей получается на этом заработать и что происходит с курьерами, которые везут вам еду уже целую вечность? Об этом нам рассказал основатель Давайзакажем.рф Руслан Дмитрук. Не будем утверждать, что он первый, кто в Хабаровске пытался продвинуть идею по доставке еды из любого ресторана или кафе города в вашу квартиру, но он первый, кому это действительно удалось.

Фото: Александр Задорожный
Верстка: Роман Енаев  

От студента из Находки до владельца фирмы доставки

В Хабаровск я приехал в 2004 году из Находки, отец отправил меня учиться в Академию экономики и права. Я выбрал специальность «Мировая экономика», изучал английский и корейский языки и целый год прожил в Корее. В принципе, именно там я и понял, что доставка – это круто. Студенты, живущие в кампусе, постоянно заказывали еду, особенно ночью. Курьера туда не пускали, но для этого дела они приспособили окошко, возле которого всегда толпилась очередь ожидавших доставку.

После окончания вуза я остался в Хабаровске. Еще на четвертом курсе начал работать в банке. Несмотря на присутствие карьерного роста, становилось все скучнее. Рутина надоедала, и я подумывал об устройстве в компанию, которая занимается международными отношениями. Так я стал специалистом по продажам в компании-дилере строительной спецтехники, которая только планировала запускать бизнес на Дальнем Востоке.

В то время, благодаря работе, я стал активно изучать способы продвижения компании, маркетинг, создание сайтов, в том числе SEO-продвижение. Дошло до того, что мы с моей девушкой уже подумывали об открытии интернет-магазина одежды. А потом на одном из форумов я наткнулся на обсуждение организации доставки из ресторанов, прочитал даже статью на английском об аутсорсинге доставки, как идее для бизнеса. Решил попробовать, сначала сделал сайт-конструктор, и начал бегать по ресторанам, спрашивать, интересно им такое или нет.


Поиск первых партнеров

Решил начать, конечно, с самых известных заведений, которые знал сам. Я звонил, назначал встречи, вообще все реагировали на мое предложение на удивление нормально. Когда встречался с Tokyo Street, они рассказали мне про «Ролло». Но те ребята продавали все: и билеты на концерты, и еду. Я делал акцент на то, что у меня только еда из заведений города, которые такую услугу пока не предоставляют. В таких ресторанах из-за небольшого спроса просто невыгодно держать штат курьеров и диспетчеров.

Еще была такая особенность, что стоимость блюд на сайте и в ресторане или кафе для клиента должна быть одинакова. Сверх суммы он платит только за доставку (эти деньги получает курьер в виде заработной платы). Чтобы бизнес-схема работала, мне нужно было приобретать блюда у «производителей» с определенной скидкой. Встал вопрос, какую скидку я могу потребовать. В общем, решил начать переговоры с максимальных 30%, но в итоге, конечно, мне удавалось договориться только о меньшей.

Сначала я получил положительный ответ от «Ложки», SeliPoeli, «Уно Моменто» и Cafe Mexico. Владелица Cafe Mexico Таша Подуска, кстати, очень удивилась, потому что в США такого сервиса нет. Начав работу с этими заведениями, я стал активно продвигать сайт, размещать везде объявления. Сначала вся работа была на дому, оператор работал удаленно. Нужно было опробовать свои силы и востребованность. Схема «Давайзакажем» следующая: мы принимаем заявку, звоним в кафе, они готовят заказ, упаковывают, курьер забирает его и везет к клиенту. В «Ложке» мы договорились о том, что главный бригадир, по нашему звонку, лично подготавливает все, относит к кассе, а мы оплачиваем заказанные блюда вне очереди доставляем их клиенту.


Как выбирать партнеров

Когда выбираем заведения, с которыми хотелось бы поработать, обращаем внимание на удаленность от центра, сервис самого кафе, их репутацию. Есть несколько мест, которые я обхожу стороной, потому что не хочу, чтобы клиент остался недоволен. Еще важно, чтобы ресторан готовил все вовремя и блюда складывал в качественную упаковку, потому что в случае проблем первыми под удар попадаем мы.


Риски и затраты

Открывая такой бизнес, я не знал, каких рисков стоит ожидать. Бывали ситуации, когда нам звонили с номеров, зарегистрированных в других городах (объясняли командировкой), заказывали пиццу или роллы, просили подготовить сдачу с 5000 рублей. Когда курьер не мог найти адрес, мы звонили клиенту, он объяснял водителю как проехать и как бы заодно просил зайти в магазин за сигаретами, а сдачу положить на телефон. Деньги на телефон класть не стали, а через некоторое время не смогли связаться с клиентом. Еду пришлось есть самим (смеется). После мы узнали, что по такой схеме работают люди, которые отбывают наказания в местах не столь отдаленных и пытаются заработать денег себе на баланс сотового телефона.

После первого печального опыта наши операторы уже стали выслеживать такие номера и просили клиентов описать окружающую территорию, например, ближайшие магазины. Еще, бывало, что клиент, сделавший заказ, через час сообщал, что ему нужно срочно убегать, улетать, в общем, он куда-то опаздывал и все отменял. Иногда курьер звонил в домофон или уже в дверь, а ему не открывали по неизвестным причинам. Так мы уже попробовали еду из многих ресторанов (смеется).

На старте мы потратились только на заработную плату и специальные термосумки, потому что наша доставка должна была стать универсальной. Нам нужно возить и пиццу, и суши, и супы, и разные горячие блюда. В Хабаровске таких таких сумок не было, заказывали в Москве. Одна сумка стоила 3000 рублей. Взяли 4 штуки, потому что точно не знали, какие нам нужны. Получилось две сумки для пиццы и две обеденные. Сумки для пиццы приходилось выбирать так, чтобы помещалась любая коробка, в том числе из «Пицца Темпо» – эти огромные «колеса» в 45 см (смеется). На самом деле, для бизнеса не всегда нужны большие деньги. Сайт можно сделать на основе конструктора, для этого есть много форумов и подсказок. Из-за небольших вложений бизнес окупился буквально за пару месяцев и стал сам себя обеспечивать. Но не все так просто.


О том, как набирали обороты

Полностью в бизнес я погрузился в мае, когда, наконец, уволился с работы, с которой приходилось совмещать доставку. В июне мы запустили новый сайт, который я уже не стал делать сам, а заказал. Дизайн от фрилансера обошелся в 15 000 рублей, а верстка – 50 000. Но в результате оказалось, что нужно сделать еще много доработок, например, в том же Cafe Mexico добавить опцию выбора мяса или овощей. Конечная сумма после всех переделок уже превышала 80 000. Кстати, здесь стоит сказать, что когда вы вот так удаленно заказываете что-то, стоит учесть и обсудить абсолютно все детали.

Новый сайт позволил внедрить удобный фильтр по видам кухонь и рубрикатор ресторанов, который помогает найти нужное заведение. На конструкторе подобные технологии практически невозможно реализовать. Также мы ввели бонусную программу. До 5% от заказа мы возвращаем обратно на счет клиента. Это прямая скидка от ресторана. Появился также автоматический расчет доставки, и заказ теперь можно оплатить картой прямо на сайте.

А вообще, мы развиваемся, но потихоньку, потому что деньги копятся постепенно, а кредитов для бизнеса я ни разу не брал.

Фирма разрослась, мы смогли снять небольшой офис на «Энергомаше», чтобы курьеры больше не ездили домой к операторам сдавать деньги. Сейчас у нас 50 партнеров и эта цифра продолжает расти. Искать нужный ресторан на сайте помогает рубрикатор. В мае у нас было около 50 заказов в день. В праздники, например, мы зашивались, в смену выходило по пять курьеров, я к ним присоединялся. Лето, конечно, не могло нас порадовать таким ажиотажем.

Рекламу на точках партнеров мы запустили относительно недавно. Сначала использовали листовки, а потом смогли перейти на более дорогой вариант – визитки. Неплохой эффект, как ни странно, дали флаеры, которые мы вкладывали в почтовые ящики в подъездах. Чтобы отслеживать эффект, делали небольшие перерывы в их раздаче. Так же хорошо сработала реклама на автобусных билетах, особенно зимой, хотя этот вариант подойдет не всем видам бизнеса.


Перспективы и планы развития

Сейчас планирую улучшать сервис. Остро стоит проблема с курьерами. У меня в компании есть очень опытные водители. Они умудряются «летать» по городу без штрафов и сделать очень много заказов. А есть те, кто может ехать в то же место в течение часа, даже без пробок. Было бы здорово наладить этот процесс. Хочется сделать доставку более быстрой. Сейчас мы укладываемся в час – час двадцать. То, что близко, получается довезти за 40 минут. Причины задержек разные: иногда наши промахи, иногда ресторанов, иногда пробки.

Планируем еще сделать приложения для iOS и Android, это заметно позволит расширить возможности клиента.

А еще хотелось бы «раскачать» наши рестораны на осуществление различных акций, пока это очень трудно дается.

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: