Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Екатерина Черненко
28.01.2015
2088
Люди

Автостоп. Открывая глаза

На чем лучше передвигаться по Китаю, какие неприятности могут ожидать на трассе, и какая страна отлично подходит для автостопщиков? Гость нашей рубрики «Завтрак в “Ирон Кабис”» Евгений Ковальский поделился личным опытом, эмоциями и полезными советами для тех, кто хочет путешествовать на попутках.

Текст: Екатерина Черненко
Фото: Екатерина Скороходова


Утром в воскресенье я и Евгений Ковальский пришли на завтрак в кафе, чтобы поговорить о его путешествиях. Свой рассказ он начал с фразы, которую можно использовать в качестве эпиграфа:

Сейчас начну рассказывать про автостоп и снова куда-нибудь уеду. Когда это все вспоминаешь, то сразу хочется жить, дышать. В городе это невозможно, там ты несешь какое-то неосознанное, сонное существование…

Автостоп по-русски

Почему занялся автостопом? Я всю жизнь люблю путешествовать. Когда мне было два года, у меня была такая история: будучи очень маленьким, в аэропорту сам пошел неизвестно куда. Шел, шел, шел по дороге. Меня пытались искать, а потом кто-то из знакомых на перекрестке увидел, как я повернул и пошел в обратную сторону. В общем, путешествия начались уже с ранних лет.

Знаешь, какая еще есть причина? Не люблю общаться с техникой, информацией. Мне нравится общаться с живыми людьми. У всех есть разные каналы восприятия. Я познаю мир через людей и природу.

С шестого класса мы занимались туризмом, участвовали в соревнованиях по спортивному ориентированию. Были в походах с ночевкой, зимних, пеших и даже водных. И все, понеслось. Сначала один день, потом два, потом неделя, потом полмесяца. Просто представь. Природа, лес, зима, и ты идешь по лыжне. Впереди и сзади никого не видно, хотя вас восемь человек. Девственный лес, елки, все в снегу. Солнце светит, и тишина. Потом вы группой приходите, ставите шатер, кто-то утрамбовывает место для привала, кто-то готовит сухое дерево, чтобы ночью протопить печку, кто-то разводит костер и делает обед. В путешествии я ощущал жизнь. 

Первый опыт поездки автостопом случился, когда я заканчивал 11 класс. Это было в Комсомольске в 2001 году. По радио «Россия» была передача с Валерием Шаниным (основателем Московской школы автостопа). Мне она так понравилась, что я подумал, было бы круто поехать автостопом. И в день, когда должно было быть награждение выпускников на набережной в Комсомольске, мы с другом решили куда-нибудь поехать по Хабаровской трассе. В Заслоново или Селихино, например. И мы поехали. Туда добрались на двух машинах, получилось километров 30-50. Давай возвращаться. «Стопим», «стопим», а машины не «стопятся»! У нас уже паника, мы понимаем, что не успеваем по времени добраться назад. Успели тык-в-тык к празднику. В общем, вышло так: я услышал радиопрограмму, попробовал, но ничего не ощутил.

Япония – страна автостопа

Потом переехал в Хабаровск. В институте, где я учился, была программа по обмену с Японией. Учебный год в японских заведениях начинается в апреле, а заканчивается в конце февраля. Мы улетели в середине марта 2003. Русские ребята, которые летали до нас, рассказали, что ездили там автостопом.

И первым делом, когда мы приехали, стали экспериментировать с автостопом. Почему? В Японии продукты так же стоят, как и у нас, одежда тоже, иногда даже дешевле, а вот транспорт очень дорогой. Проезд там обойдется минимум в полтора доллара. На наши деньги сегодня это 100 рублей, то есть в 4-5 раз дороже. 130 йен – это минимальная сумма за проезд в автобусе, дешевле не уедешь. Цена зависит от расстояний: сколько остановок ты проедешь, столько и заплатишь.

Чтобы успешно перемещаться по дорогам, нужно делать специальные таблички. Покупаете широкий альбом и маркеры. Например, нужно из Ниигаты доехать до Токио. Пишем иероглифами и по-английски следующий город от Ниигаты – Нагаока. Доехали до Нагаоки, перевернули страницу в альбоме, пишем следующий город – Токамачи. Таким образом мы разбиваем маршрут на несколько составляющих.

ПХ (Рассматривая фото таблички, картонки с японской надписью «Подбросьте меня»): И вот с этой табличкой вы ездили?

Евгений: Да! Она у нас была вся исписана! Миллион подписей!

ПХ: Это надписи, которые оставляли ребята, подвозившие вас?

Евгений: Да, в тех местах, где мы были. Нас везде подвозили, ставили печати на «Хайвее» в Service area.

ПХ: Ты сохранил таблички на память?

Евгений: Ну, где-то они были…

Мы опробовали автостоп в Японии и поняли: «Кататься можно». Но проблема была в том, что все самое интересное находилось по направлению в Токио и близлежащие районы, а самое удобное место для выезда – рядом с полицейским участком. В Японии есть специальная полиция, которая занимается только иностранцами. И все иностранцы у них «на карандаше». Через неделю после того, как мы начали «стопить», наш куратор с японской тактичностью сказал: «Так, ребята, что-то это нездорово». Но нам все равно приходилось стартовать именно с того места. 

В августе были каникулы. Японская администрация подарила нам премию – по 500 долларов. Вся группа решила полететь домой: как раз хватало на билет туда-обратно. А я подумал, зачем мне лететь, ведь это классный шанс попутешествовать. Что я и сделал. Я поехал к своему приятелю в Акиту на электричках, купил там у него велосипед за 3000 йен (30 долларов). Обычный бабушкин велик с двумя корзинками. У меня был большой туристический рюкзак, который остался еще со школьных походов. Свой рюкзак я называю «Мистер рю» – мой друг. Тогда я был еще неопытным автостопером и не соблюдал главное правило – брать с собой минимум вещей.

В Японии везде есть бесплатные дорожные карты. Если ты едешь по «хайвею» (автостраде), есть остановки для водителей. Они называются «савису эриа» (от слова service – «сервис»). Можно остановиться, поесть, отдохнуть. Собственно, там и нужно «стопить» машину, которая едет в ту сторону, куда направляешься ты. В «савису эриа» на стендах есть карты. На них изображена не вся Япония, а определенный район. Ты ее разворачиваешь, а там удобно и понятно: все подписано и по-японски, и по-английски. В общем, Япония – это страна для автостопа. Я в ней все объездил. Из 50 префектур не был, наверное, только в трех.

10 лет – 10 стран

За 10 лет у меня получилось объездить 10 стран: Японию, Монголию, Китай, Тибет (часть Китая), Лаос, Таиланд, Вьетнам (хотя я там был всего лишь 1,5 дня), Малайзию, Индию, Украину. Выбор стран был обоснован тем, что они рядом, и по ним просто и удобно путешествовать. 

Я вернулся из Японии и в октябре захотел поехать в Китай. У меня была цель посетить Китайскую стену и Пекин. Туда можно было доехать через Байкал, Читу, на границе с Манчжурией получить визу на месяц в Китай и вернуться обратно через Владивосток. Я ничего не знал о том, что меня ждет там. Просто почитал немного информации и поехал. Благополучно посетил стену, Пекин. Про эту поездку написал книгу China-тур. Если она будет интересна людям, и если кто-то захочет ее опубликовать, было бы здорово. Она небольшая – 30 страниц. Она о моем опыте путешествия.

Я понял, что Китай – не особо удобная страна для автостопа. Проще, удобней и разумней там ездить общественным транспортом. Билет в поездах в два раза дешевле наших. Автостопом можно ездить, но по настроению. Кстати, Индия тоже для автостопа не особо подходит. 

В 2005 году съездил в Тибет. Тоже написал книгу, называется «Открывая глаза». Суть в том, что я каждый день просыпался, видел какой-то потолок и пытался понять, где я. Потом в голове как бы разворачивалась лента, вспоминались места, в которых я был вчера, позавчера, и через минуту уже понимал, в каком месте я нахожусь. И так повторялось каждый день. Каждый день ты просыпаешься и спрашиваешь себя: «Где я?», «Кто я?». Или едешь в машине долго, закрываешь глаза, а потом открываешь и думаешь, в какой я стране, кто рядом со мной и что вообще происходит.

Дальше у меня было полуторагодовое путешествие. Я поехал в Китай, Лаос, Таиланд, вернулся в Лаос, проехал через Вьетнам, 3 месяца был в Китае, потом 3 месяца в Японии, вернулся через Китай обратно в Лаос, затем Таиланд, в Малайзии побыл месяц. Потом уже решил отправиться в Индию, для продления визы пришлось вернуться в Таиланд на пару дней, билеты в конечную страну своего трипа брал в Малайзии. Все происходило с августа 2009 по январь 2011. 

Немного статистики

Автостопом я проехал 100 тыс. км. Экватор равен 40 тыс. км. То есть хватило бы, чтобы почти три раза обогнуть Землю. У автостопщиков есть такая традиция – писать о поездке и вести свой километраж ради спортивного интереса, что ли. Измеряется расстояние и время. Например, за сколько ты можешь пересечь Китай? Какова скорость движения? Сколько за час ты бы смог проехать? А за день? В среднем машина везет тебя 100 км. А это значит, что меня подвозили около 1 000 автомобилей, а это тысяча встреч с разными людьми. Из этих 1 000 встреч не было ни одного неприятного момента! Никаких тебе бандюганов, обманов, грабежей… 

Советы автостопщикам

Совет № 1. Зайти в Интернет, написать: «Антон Кротов. 134 вопроса или ответа про автостоп».

Совет № 2. Что у вас в голове – таким у вас и будет путешествие!

Совет № 3. Если ты хочешь получать удовольствие, радость и счастье от путешествия, то лучше ехать днем. Если хочешь приключений – ночью, особенно в пятницу вечером где-нибудь в мегаполисе. Совет таков: днем живи – ночью спи.

Совет № 4. Из города лучше выбираться общественным транспортом. Если тебе не нужно заезжать в город, то лучше его объехать. Или ловить машину так, чтобы она этот город объезжала. За два часа можешь проехать 200 км, а можешь два часа выбираться из центра города.

Совет № 5. Есть такое негласное правило: если ты хочешь просто отдаться миру, и получаешь кайф от самого процесса, то ты не готовишься к поездке, а просто получаешь от нее удовольствие. Ты будешь плыть по течению. Но если ты хочешь получить от поездки еще и эстетическое удовольствие, то нужно подготовиться. Например, если едешь на три месяца, то и подготовка должна занять три месяца. Лучше заранее почитать про те места, в которые хочешь попасть. Когда у тебя нет информации, ты приезжаешь в страну и ничего про нее не знаешь… Так прикольно заехать один-два раза, но потом лучше все-таки почитать. Ты узнаешь, что тебе ожидать, сможешь выбрать, что посетить в стране, и становится интереснее. Ты знаешь, что, например, этот храм – памятник ЮНЕСКО, который был построен тысячи лет назад. Для тебя он уже живой, и ты прикасаешься к чему-то живому, получаешь больше удовольствия.

Совет № 6. Девушкам автостопом ездить можно. Нужно ездить днем. Одеться нормально, не вызывающе. Кроме того, всегда можно найти себе пару для путешествия.

Совет № 7. Можно ничего не бояться. Какой жизнью ты живешь здесь – такой жизнью ты будешь жить в путешествии. Наличие денег в путешествии – это степень твоей свободы. Чем больше денег, тем больше свободы. Чем меньше денег, тем меньше свободы. Свободы передвижений, свободы питания, свободы посещения каких-либо мест. Я подрабатывал, пока путешествовал. Можно преподавать английский, например. Устроиться нелегко, но если хочешь заработать, способ найдешь: делом, умом, руками.

Зачем всё это

Я понял, что, катаясь автостопом, быстро начинаешь учить иностранный язык, потому что тебе приходится говорить. Одно дело, когда учишь язык в институте, а другое дело, когда едешь и общаешься.

Автостоп интересен тем, что никогда не знаешь, кто остановится. Ты в настоящем моменте. Стоишь, и вот дорога, вот люди. Знаешь, как люди прикольно реагируют? Кто-то делает вид, что он не заметил, типа «я не вижу». Кто-то делает вид, что занят. Кто-то показывает, что полный багажник. Кто-то делает вид, что я не в курсе, я вас не знаю. Ты водителя видишь буквально три секунды. Это очень короткая коммуникация. Ты можешь сказать: «Давай!», а он: «Да у меня грязно!», а ты: «Да ладно!». Это живое общение, на скорости. После этого начинаешь видеть людей, читать их. 

Знаешь, что еще интересно? Город – это одни законы, трасса – это совсем другая жизнь, другие отношения между людьми. В городе машина сломалась – двести человек проедут мимо. На трассе машина сломалась – каждый второй помогает. Город сразу надевает на людей какие-то правила, рамки. Если в городе ты останавливаешь машину, то в 95% случаев это за деньги, за городом если останавливаешь машину, то 95% – бесплатно.

Из всех путешествий я получил только положительный опыт. Когда едешь автостопом, ты как бы доверяешься миру. Ты, как ребенок: с открытой душой, открытым сердцем. Вот я стою, готов довериться миру. Я жду, и мир отвечает мне тем же самым. Тебе попадаются хорошие, добрые люди. Я увидел этот мир. Каждый раз, путешествуя, я жил в мире, полном доброты, доверия, взаимопомощи, поддержки, открытости.

Публикация вышла при поддержке душевного кафе: 

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: