Популярное
Лучшее

Написать нам

Ваше сообщение
успешно отправленно!
Скоро мы вам ответим.
Наш проект живёт за счёт рекламы. Отключите AdBlock. Мы скажем «Спасибо» и сделаем рекламу интересной.
Хабаровск
Ольга Нижникова
18.05.2015
3493

Дядя, дай покататься!

Основатель хабаровского бизнеса по прокату автомобилей рассказывает о погоне за собственной машиной, почему он не доверяет 40-летним мужчинам и чем опасны люди с курицей.

Фото: Роман Лавров
Корректор: Юлия Иванова

Уехать бы в леса-поля на все выходные — это первая мысль нашего редактора, когда он получает откровенно плохой текст. Проблема только одна: у редактора нет машины. Есть еще небольшая: он не знает, в какие поля ехать. И если во втором случае автор плохого текста мало чем ему может помочь, то в первом — это его главная задача как журналиста. Поэтому пришлось поискать человека, который от чистого сердца за умеренную плату дает покататься на своих «ласточках». Директор проката автомобилей Алексей Чмелинский ответил на все наши вопросы.


ПХ: Алексей, расскажи, как ты оказался в таком бизнесе?

Алексей: Я много лет наблюдал за рынком продажи и аренды автомобилей в Хабаровске и понимал, что все на нем как-то тухло, а тем не менее спрос был всегда. Причем машины людям были нужны для разных целей: одним надо было работать на авто, другим — просто кататься по выходным. Я понял, что если спрос есть, то нужно создавать и предложение. Первые машины были недорогими. Сначала это была Toyota Camry 1990 года выпуска. Она была просто убитая, приходилось чинить самому. Подлатал ее, сдал и появилась вторая машина – Toyota Vista уже 92-ого года, не такая «убитая», так что она слишком больших вложений не потребовала. Потихоньку парк расширялся, хотя все, что я зарабатывал на аренде, плюс моя основная зарплата — все уходило в развитие этого бизнеса. В 2011 году стоимость проката в сутки была всего 500 рублей, мы не брали никакой залог — можно было просто прийти, заплатить за неделю вперед и взять у нас машину.


ПХ: Совсем без залога? И не было ни разу тех, кто пытался угнать машину?

Алексей: Конечно, были, только тогда, когда и машины у нас стали получше. Был и такой инцидент: человек у нас арендовал машину, на протяжении месяцев двух исправно вносил платежи по аренде, но в момент очередного платежа он как-то предупредил, что будет небольшая заминка. На том и договорились — всякое в жизни случается. А он тем временем на этой же машине уже устремился в Читу. Каким-то чудом мы его в районе Амурской области догнали. Адреналин был бешеный, все как в кино. Оставили его и его «подельника» вместе с их вещами (оказалось, что они туда ехали на ПМЖ) на обочине.

ПХ: Сколько машин у вас сегодня?

Алексей: Точно не скажу, потому что все меняется постоянно: обновляю машины, покупаю новые, старые продаю. Но постоянно снимают у меня три-пять машин.


ПХ: А есть ли смысл увеличивать их число?

Алексей: Сложный вопрос. Да, хочется, чтобы было больше прибыли. Но каждая новая машина — это дополнительные высокие риски. Например, человек заплатил за неделю вперед, выехал на автомобиле от меня и тут же разбил. По договору он за ее восстановление, конечно, заплатит, но сколько машина будет стоять в сервисе — это вопрос. В это время деньги утекают, потому что транспорт простаивает, а налоги никуда не делись.

Ещё риск в том, что некоторые «недобросовестные граждане» могут возить в машинах запрещённые вещества. Если узнаю́ о таком, сразу машину изымаю, потому что не хочу, чтобы она стояла где-то в полиции на арест-площадке как вещественное доказательство.

Штрафы под камерами для меня тоже составляют определённый риск. В принципе, они покрываются депозитом, который человек вносит, но мне каждую неделю приходится проверять наличие штрафов. Не отследил — заплатил сам.

Бывает часто, что машины забирают на арест-площадку из-за нарушений арендатора. Тоже для меня минус — не известно, сколько она там простоит. В таком случае я могу потратить кучу нервов, а за нервы люди деньги не платят.


ПХ: Сколько сейчас стоит аренда автомобиля, и откуда берётся эта сумма?

Алексей: Мы стали обновлять парк в начале 2013 года, потому что общая тенденция на рынке стала такой: люди стали спрашивать более комфортабельные автомобили. Они были готовы платить больше 500 рублей, но лишь бы машина была свежее, без проблем, удобнее, выглядела хорошо. Парк мы обновили, продали машины старше 2000 года выпуска. Естественно, возросла и аренда (сейчас 1 000 рублей в сутки), и стоимость выкупа автомобиля.

Сейчас цена больше подгоняется под возможности клиента. Раньше она складывалась из марки и класса автомобиля и стоимости амортизации. С нового года цена на амортизацию (то есть на все расходы, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобиля) выросла настолько, что мне нужно было бы увеличить аренду раза в полтора-два. Но я сделать этого не могу, потому что денег у людей стало меньше, получая ту же сумму, что, например, в декабре 2014 года, они могут позволить себе намного меньше.


ПХ: Ты говоришь про выкуп. То есть у тебя покупают машины? Почему это не сделать, допустим, через объявление?

Алексей: Ситуации бывают разные: кому-то не дают кредит на машину, кто-то накопить не может, у кого-то автомобиль — основной источник заработка. Вот для таких людей и придумана аренда с последующим выкупом. Рассчитывается сумма индивидуально.


ПХ: Какие люди арендуют машины?

Алексей: Обычно это люди от 20 до 40 лет, большинство — мужчины. Чаще всего им машина нужна для работы: торговые представители, курьеры. Сейчас хочу еще взять лицензию, чтобы клиенты могли работать в такси. Без неё это будет делать незаконно — ещё один риск для нас.

Вообще, клиенты очень разные, ведь требования к арендаторам невысоки: для аренды нужен только паспорт, водительское удостоверение (минимальный стаж — 3 года) и депозит. А все остальное определяется в ходе личного контакта. За время работы выработалось чутьё на тех, кому свою машину я не доверю. Часть людей отсеивается ещё на уровне первого звонка: бывают откровенно неадекватные люди.

Не люблю сдавать машины взрослым дядькам, у которых вообще нет машины. Молодых людей могу понять: ещё не успели накопить на свою машину. А мужчины за 40, у которых основной источник дохода зависит от автомобиля, а самого автомобиля у них нет, вызывают определённые подозрения. В случае какого-то форс-мажора они, скорее всего, будут годами выплачивать тебе за то, что разбили твою машину.

ПХ: Насколько рынок аренды вообще наполнен?

Алексей: Конкурентов, наверное, нет, поскольку каждый выбирает свою нишу, разные автомобили, сроки, стоимость. У меня, например, аренда долгосрочная, а кто-то сдаёт посуточно, но цена там будет примерно от 1 300 рублей. На рынке вообще много предложений. Но по факту, когда я мониторю рынок, вижу много фейков. Например, в объявлении фотографии машин с авторынка Приморья. Звоню туда, говорят, что будут работать только со следующего месяца, и через месяц объявление пропадает. Думаю, так конкуренты с других регионов «прощупывают» рынок. Есть и не очень добросовестные люди: слышал отзывы от своих же арендаторов о том, что бывают случаи, когда людям навязывают плату за значительный износ транспортного средства и заставляют за него платить по полной. Так люди попадают в зависимость: платить за ремонт им нечем, приходится продлевать аренду, платить суточный платёж ещё больше.


ПХ: Бывали ли случаи, когда возвращали авто с какими-то неисправностями?

Алексей: Постоянно. Неисправности — это ещё мелочь. Как-то вернули машину, и было ощущение, что прямо в салоне курицу разделывали: абсолютно все поверхности были покрыты ровным слоем перьев и пуха. Благо, в договоре аренды за такие «неисправности» прописана химчистка за счёт клиента. Но после того случая прокуренный салон, я считаю, — это ещё цветочки.

Обсудить материал и оставить комментарии вы можете в наших сообществах в социальных сетях: ВконтактеFacebook или Instagram.

Поделиться с друзьями: